Особенности трудового воспитания детей дошкольного возраста

Трудовое воспитание детей дошкольного возраста многие родители не считают обязательным. Широко распространено мнение, что маленького ребенка нельзя лишать детства. Его жизнь наполняют радостными событиями, играми, подарками, старательно ограждая от огорчений, обязанностей, ответственности и труда. Взрослые полагают, что их малыш успеет все наверстать во взрослой жизни. Однако такой подход приносит ребенку больше вреда, чем пользы.

Значение трудовой деятельности

Получая все желаемое без труда, ребенок не ощущает ценности вещей. В дальнейшем, пытаясь добиться поставленных целей самостоятельно, он сталкивается с неудачами. Ведь он не привык делать над собой усилие. Он не умеет проявлять настойчивость и терпение. Первый неудачный опыт, полученный поздно, приносит ребенку горькое разочарование. Он теряет веру в свои силы и отказывается от борьбы. Если в детском возрасте малышу не были привиты трудовые навыки, овладеть ими в более старшем возрасте будет намного труднее.

Трудовое воспитание детей младшего дошкольного возраста помогает им научиться преодолевать трудности. Работа предъявляет высокие требования к волевым качествам ребенка. Он учится направлять свою деятельность, контролировать и регулировать ее. Малыш овладевает навыками мобилизации своих усилий и концентрации на цели.

Значение трудовой деятельности

Многочисленные неудачи и ошибки в младшем дошкольном возрасте воспринимаются не так болезненно, как в школьном. Они помогают малышу понять, что расстраиваться из-за неудач не стоит. Необходимо не опускать руки, а искать новые способы решения проблемы.

Дети развивают самодисциплину. Они учатся организовывать и планировать свою жизнь, заставлять себя делать неприятные, но нужные действия. Когда малыш видит плоды своих усилий, он начинает верить в свои силы. В дальнейшем он не боится решать более сложные задачи и брать на себя ответственность.

Особенности трудового воспитания детей заключаются в получении опыта трудовой деятельности. Он помогает малышу оценить активность других людей. Получая удовольствие от результатов своего труда, ребята начинают относиться к работе, как интересному занятию, а не как к наказанию. Они видят в ней способ реализации своих интересов. Труд помогает им воплощать свои желания.

Дети осознают пользу и важность труда для себя лично и для всего коллектива. В процессе совместной деятельности появляются навыки согласования своих поступков с намерениями других людей. Дети осознают необходимость учитывать чужие интересы и идти на компромисс ради достижения общей цели.

Впоследствии такие люди более успешны в профессиональной деятельности. Им проще выбрать профессию и реализовать свои амбиции. Они легче находят общий язык с коллегами и выстраивают отношения с руководством с учетом своих интересов.

Как приучить ребенка к труду?

Привить любовь к труду и научить достигать поставленных целей с помощью насилия не удастся. Родителям нужно мотивировать ребенка включиться в трудовую деятельность.

Мотивом может стать любая игра, требующая изготовления игрушек, сувениров или костюмов для друзей или родственников. Желание доставить близким людям удовольствие будет мотивировать ребенка на работу. Чтобы получить желаемый результат, он начнет с удовольствием осваивать новые инструменты или орудия труда, особенно если они яркие и привлекательные.

Существенным мотивом является осознание ребенком своей особой роли в процессе. Ему доверяют отдельный участок работы (вырезание фигурки, склеивание деталей или раскрашивание готового изделия). Ответственность за свой труд позволяет малышу осознать важность своего вклада в работу всех участников процесса. Помогая взрослым, он убеждается в своих возможностях быть полезным другим.

Ребенок сажает дерево

Чтобы поощрить желание ребенка трудиться, необходимо оценить его усилия. Делать это нужно не со стороны рссмотрения объема работы, а исходя из затраченных трудовых и волевых усилий, проявленной настойчивости, аккуратности и усидчивости. Важно акцентировать внимание на том, что результат был достигнут.

Не следует хвалить ребенка за действия, которые похвалы не заслуживают. Надо объяснить, что у него пока выходит плохо и почему. Объективная оценка укрепляет детей в желании действовать самостоятельно, преодолевать трудности и добиваться результата.

Принципы развития трудовой деятельности основаны на переходе ребенка дошкольного возраста от процессуальных действий манипулятивного характера к целесообразным предметным.

Умение ставить цель возникает уже в возрасте 3-4 лет. Этому способствуют возникающие повседневные ситуации, связанные с уборкой игрушек или складыванием одежды. Однако цели у детей дошкольного возраста кратковременны и неустойчивы. Родителям надо поддержать их желание самостоятельно поставить перед собой задачу и достичь ее.

Трудовая деятельность детей

В соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами развитие трудовой деятельности у малышей дошкольного возраста осуществляется в четырех направлениях: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе и ручной труд.

Навыки самообслуживания

В дошкольном возрасте ребенка нужно приучить обслуживать себя самостоятельно. Он должен научиться одеваться, раздеваться, пользоваться туалетом, умываться, самостоятельно принимать пищу и убирать за собой посуду.

Методика трудового воспитания основана на естественном стремлении малыша 3-4 лет к самостоятельности. В этом возрасте он верит в свои возможности и способность повторить действия взрослых. Он с интересом наблюдает за людьми, которые делают разную работу. Необходимо поощрить его желание и предоставить возможность выполнить все действия самостоятельно.

Трудности возникают из-за неспособности ребенка запомнить последовательность действий. Пальцы плохо его слушаются, а способность к волевым усилиям только начинает формироваться. Ребенок постоянно отвлекается и быстро устает.

Самостоятельные дети

Родителям надо показать, какие действия следует осуществить и в какой последовательности. Затем нужно попросить сделать все самостоятельно. В процессе работы ребенку подсказывают, что делать дальше. Можно незаметно поправлять то, что у него не получилось. Когда он овладеет простыми движениями (смочить ладошки, потереть руки), ему показывают более сложные (завернуть рукава). Постепенно нужно переходить от демонстрации действий к подробным словесным объяснениям.

Практика показывает, что дети делают множество беспорядочных движений и тратят много сил, не достигая результата. Им объясняют, как избежать ненужных движений.

Очень важно повторять работу ежедневно, невзирая на обстоятельства. Нельзя идти у ребенка на поводу и делать за него его работу, когда он от нее отказывается. Даже если он устал, болен или родители торопятся. Лучше проделать необходимые действия вместе. Это поможет крохе закрепить навыки.

Чтобы стимулировать ребенка делать работу качественнее и быстрее, можно использовать его естественное желание соревноваться. Если вещи складывали все члены семьи, нужно определить, у кого это получилось лучше. Если малыш слишком долго одевается, необходимо сказать ему, что из-за его действий останется мало времени на прогулку или на игры.

Формируя у детей навыки самообслуживания, уделяют внимание бережному отношению к вещам. Помогут понять ценность вещей художественные произведения («Федорино горе», «Мойдодыр»).

Хозяйственно-бытовой труд

Хозяйственно-бытовой труд позволяет малышу участвовать в жизни семьи. Он осознает себя ее членом и формирует привычки для своей будущей семейной жизни. При помощи родителей ребенок начинает понимать различия между женским и мужским трудом. Он осознает свою половую принадлежность и учится нести ответственность за судьбу членов семьи.

Дети стирают

Задачи трудового воспитания детей дошкольного возраста должны быть посильными. Кроха 2 лет может поливать из детской лейки растения, ставить посуду на стол или относить ее в мойку после еды. Даже самые маленькие дети с удовольствием лепят вареники и пирожки. К сожалению, многие родители отказываются от детской помощи и не разрешают малышам «портить тесто». Получая отказы, дети теряют интерес к домашней работе. Позднее они с трудом осваивают домашние виды деятельности и часто не могут обустроить свой быт во взрослом возрасте.

Хозяйственно-бытовой труд имеет свою цикличность. Часто трудовые операции повторяются ежедневно в неизменном виде. Однако, вовлекаясь в труд семьи, ребенок сталкивается и с нестандартными ситуациями. Он учится принимать решение в критических ситуациях, наблюдая за родителями. Малыш узнает, что делать, если поломался стул или порвалась сумка. Когда он столкнется с трудностями в другой ситуации, он не растеряется. Если во время рисования у него поломается карандаш, он подточит его и уберет за собой стружку без напоминания.

Участвуя в жизни семьи с ранних лет, ребенок учится безопасному обращению с электричеством, горячими и хрупкими предметами.

Труд в природе

Труд в природе позволяет ребенку познавать окружающий мир. Малыши дошкольного возраста охотно кормят аквариумных рыбок и птиц. Они изучают поведение животных и учатся безопасно контактировать с ними. Общение с собаками и кошками в младшем возрасте поможет малышу понять мотивы их поведения. В дальнейшем такие дети не боятся животных и легко находят с ними общий язык.

Хорошо, если дома у ребенка есть свой питомец. Сталкиваясь с необходимостью удовлетворять физиологические потребности животного, ребенок учится нести ответственность за других. Он тренирует волевые качества, учится сочувствовать.

Дети трудятся

Малыш может ухаживать за комнатными цветами или растениями на приусадебном участке. Он может вырастить свой личный цветок или участвовать в уборке урожая. Малыш 3-4 лет способен рыхлить почву на заданную глубину, не повреждая корней, опрыскивать листочки из пульверизатора. Под контролем взрослых дети высадят рассаду и подкормят растения.

Наблюдая за животными и растениями, они научатся замечать закономерности развития событий, устанавливать связь между явлениями. Это существенно расширит их кругозор, приучит анализировать жизненные процессы и делать самостоятельные выводы.

Важно научить ребенка правильно вести себя в дикой природе. Полезно всей семьей выезжать в лес или на берег реки. Желательно научить малыша ориентироваться в лесу, распознавать съедобные и несъедобные грибы, правильно вести себя при встрече с дикими животными, ловить рыбу. Ребятам можно доверить сбор хвороста для костра. Они могут помогать взрослым ставить палатку, разводить костер и готовить еду в полевых условиях. Такие навыки сделают их приспособленными к жизни в любых условиях.

Ручной и художественный труд

Принципы ручного труда основаны на работе с разными материалами. Изготавливая различные поделки, ребята учатся использовать картон, цветную, гофрированную или бархатную бумагу, фольгу. Они осваивают технику лепки, работая с пластичным материалом (глиной, пластилином, поделочным тестом). Мелкая мускулатура рук развивается благодаря присутствию мелких деталей (бусинок, пуговиц, ракушек). Широко используется природный материал (крупа, желуди, солома, шишки, яичная и ореховая скорлупа, листья, косточки фруктов, веточки, семечки и колоски). Детям нравится самостоятельно собирать в лесу или поле элементы для своих будущих поделок.

ручной и художественный труд

При изготовлении сувениров можно использовать самые необычные предметы (пластиковые части упаковки, металлические крышки от бутылок, обрезки тканей и меха, катушки, фигурные макаронные изделия). Применение нестандартных средств для создания различных конструкций приучает детей креативно мыслить, находить неожиданные решения.

Создание поделок развивает фантазию, воображение. Изготавливая объемные сувениры, дети учатся создавать надежные конструкции, изучают способы крепления деталей. Они приобретают представление о геометрических телах и их свойствах. Позднее ребятам будет проще освоить графику трехмерных изображений объектов, определять их пропорции и проекции.

Работа с поделками поможет малышам развить усидчивость, выработать терпение и опрятность.

Организация детского труда

Трудовое воспитание необходимо ограничивать, руководствуясь возможностями ребенка. Не надо увлекаться практической составляющей процесса, теряя чувство меры. Занятия с малышом до 4 лет не должны длиться дольше 10 минут. Ребенок после 4 лет способен удерживать внимание 10-15 минут. Дети старше 5 лет могут результативно трудиться 15-20 минут. Шестилетки способны сохранять активный интерес до получаса.

Дольше заставлять малыша делать работу не надо. Это не принесет желаемого результата. Заставляя его трудиться длительное время, можно вызвать у него отторжение к данному виду деятельности и к труду в целом. Если поделка не доделана, работу заканчивают позже.

Признаком переутомления ребенка являются: потливость, частые остановки на отдых, покраснение кожных покровов. В таком случае работу прекращают.

Каждые 10-15 минут меняют позу ребенка, чтобы не развивались нарушения осанки. Перед занятиями проветривают помещение без присутствия детей.

2 комментария