Насколько опасна детская обида?

Детская обида — серьезный психологический феномен, глубоко изучаемый наукой. Способность обижаться присуща каждому человеку. Однако именно детские обиды, особенно затаенные и скрытые, имеют фундаментальное влияние на формирование характера и личности человека. Это не означает, что если в детстве ребенок был плаксивый и на все обижающийся, то он вырастет неврастеником и будет обидчивым и во взрослом возрасте. Детские обиды, трансформируясь в вытесненную психическую энергию, могут проявиться в характере взрослого человека самым непредвиденным образом. Как же быть, если сын или дочь является обидчивым ребенком и что делать, чтобы избежать или снизить влияние острых негативных последствий такой черты детского характера?

Является ли родительская строгость поводом для затаенной обиды?

Детская обида чаще всего проявляется в двух видах: открытом и затаенном. В тех случаях, когда обиженный ребенок открыто и показательно проявляет свои эмоции, от этого, конечно, остро страдают родители или воспитатели. Постоянно плачущий обидчивый ребенок может раздражать своими капризами и непрекращающимися претензиями. Однако важно понимать, что детская обида, выраженная в открытой эмоциональной форме, намного безопаснее для формирующейся личности ребенка, чем обидчивость затаенная, скрытая, взращиваемая изо дня в день маленьким человечком, который еще не может открыто возразить своим обидчикам.

Девочка обижена на маму

Именно на понимании этого основывалось большинство традиционных воспитательных систем, предусматривающих физические наказания. Считалось, что, если нашкодившее дитя получает справедливое наказание в виде порки, оно воспитывается, приобретает жизненный опыт, вводится в определенную систему социальных отношений. На самом деле детская обида от заслуженного физического наказания проходит очень быстро. Ребенок не склонен долго обижаться, если знает, что был наказан заслуженно. Но главным вопросом здесь всегда было то, кто имеет право судить о заслуженности такого наказания. И наконец, как узнать, считает ли обидчивый ребенок то или иное наказание заслуженным?

Маленькая девочка обижается

Именно поэтому в современной теории воспитания даются рекомендации о полном отказе от физических наказаний. Никто не может предвидеть, как поведет себя ребенок, обидевшись даже на легкий шлепок по попе, и как эта детская обида скажется на формировании его характера. Но ведь и родители не железные. Считается, что ребенка может обидеть каждый. А как же психологическое состояние матери или отца, которых каждый день выводит из себя отвратительное поведение или плаксивость ребенка. Здесь важно понять, что ребенка не стоит воспринимать как уже сложившуюся личность. Он находится в процессе активного формирования. Поэтому к любым эмоциональным проявлениям малыша следует относиться спокойно. Периодически его можно и пожурить, и даже слегка наказать. Главным правилом является то, что во время любого наказания родитель должен быть спокоен, не проявлять злобы, раздражения, отчаяния. Детские обиды от заслуженных наказаний проходят быстро. Намного опаснее являются обиды скрываемые. Откуда может взяться такая обида?

Как формируются опасные для психики скрытые обиды?

Какие детские обиды действительно опасны для формирования характера человека? Как научить ребенка соблюдать правила нормального поведения, не повреждая при этом его психику? В каждой отдельной ситуации складываются условия, когда родители или воспитатели должны сами выбирать правильный путь общения с маленькой и динамичной личностью. Однако можно выделить и ряд стандартных, часто встречающихся случаев, при которых дети или подростки затаивают обиды, негативно влияющие на их дальнейшее психическое развитие. Среди таких стандартных случаев можно выделить следующие:

  • Издевательство или презрение по поводу физических недостатков. К сожалению, очень часто складываются ситуации, в которых родители, разочарованные в физических способностях своих детей, явно или неявно, но очень сильно обижают малышей. Даже отец, подшучивающий над своим сыном, который не может подтянуться на турнике, может стать причиной формирования мощных комплексов. Они в будущем отравят жизнь мальчика, юноши, мужчины. А ведь случается, что даже самые близкие люди еще более обидно шутят или прямо укоряют ни в чем не повинного малыша в его физических недостатках или уродствах.
  • Насмешки по поводу интеллекта. Очень некорректно поступают родители, воспитатели или учителя, позволяющие себе оскорбления в тех случаях, когда ребенок не может справиться с какой-нибудь интеллектуальной задачей. Например, школьнику задано домашнее задание проспрягать глагол «мочь». Часто ребенок даже не может сообразить, что это за слово. А отец или мать, не имея терпения после тяжелого рабочего дня, вместо того, чтобы спокойно объяснить и помочь, начинают подшучивать, издеваться или реально оскорблять. В ответ ребенок может даже не плакать, но затаить очень нехорошие чувства или же потерять любую тягу к образованию. Ни в коем случае нельзя подшучивать или оскорблять малыша или подростка, намекая или прямо указывая на его низкие интеллектуальные способности.
  • Ревность. Одним из самых классических случаев затаенной обиды является ревность ребенка к младшему брату или сестре. Рождается новый малыш, на которого, естественно, переключается общее внимание. За ним ухаживают, его ласкают, он становится центром семейной жизни. Очень важно в такое время не вытеснить на периферию этой жизни старшего ребенка. Мать и отец должны часто общаться с ним, ласкать и уделять много внимания, ведь именно на него ложится большой психологический груз ревности. Родители должны максимально снижать такую нагрузку на детскую психику. И наконец, нужно допускать старшего ребенка до малыша, разрешать его трогать, целовать, ласкать.

Это только несколько наиболее часто встречающихся ситуаций. Жизнь же намного разнообразнее.

Как поступать родителям?

Далеко не все взрослые люди хорошо разбираются в детской психологии. Из-за банального незнания можно сильно обидеть или даже оскорбить ребенка. Особенно подвержены психологическому травмированию обидчивые дети. Каждый взрослый человек просто должен, опираясь на свое понимание норм межличностных отношений и такта, стремиться к нормальным взаимоотношениям в семье. С ребенком нужно общаться уважительно, шутить весело, но не обидно, похвально отзываться о любом успехе и не упрекать из-за неудач.

Метки:

Оставить комментарий:

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *