Истерики у ребенка 5 лет — одни из самых неприятных моментов для родителей. Психологи утверждают, что дети не закатывают истерики просто так, лишь потому, что им надоело быть хорошими или они стремятся манипулировать взрослыми. Зачастую крики указывают на злость и неудовлетворение дитя. Поскольку они не могут правильно объяснить и рассказать, что им не нравится, они начинают кричать.
Чтобы понять, как справиться с истериками, нужно научиться сохранять спокойных дух и понимать, что его беспокоит.
Содержание
Возможные причины истерик
Родителям важно осознать, что в 5 лет наступает кризисный период в жизни, когда дети начинают часто капризничать, замыкаться в себе.
В период кризиса пяти лет ребенок может:
- замыкаться в себе, быть менее разговорчивым, перестать делиться с родителями своими радостями и победами;
- стать неуверенным в себе, бояться новых дел, выглядеть напуганным;
- раздражаться и злиться, грубо себя вести со старшими и даже сверстниками;
- закатывать истерики без особого основания, долго плакать;
- копировать манеру поведения своих родителей, имитировать ситуации из жизни;
- отстаивать свои права, требовать больше свободы, говорить о самостоятельности.
Если ребенок правильно развивается, то уже к пятилетнему возрасту он способен неплохо разговаривать и рассказывать о своих насущных потребностях. Он начинает пристально наблюдать за взрослыми, слушать, о чем они говорят, и желает находиться в кругу толпы. Маленькие дети хотят быть похожими на взрослых, копируют их манеру поведения, чтобы их также считали большими.
У детей головной мозг уже хорошо развит, они учатся проявлять самообладание, контролируя свои эмоции и чувства. В этот период у дошкольников особенно развито воображение, они любят фантазировать, складывают свое личное представление об окружающем мире. Их привлекает все то, что творится вокруг них, они начинают рассказывать вымышленные собственные истории.
В возрасте 4-5 лет для ребенка важное место в жизни занимает общение с другими людьми, со сверстниками. Если нет возможности поговорить с кем-то или тяжело добиться расположения других, то дитя может чувствовать одиночество. Это становится одной из причин кризиса, что в результате приводит к истерикам и капризам.
Работа над качествами
Для того чтобы успешно бороться с истериками ребенка, нужно выявлять следующие качества:
- понимание;
- спокойствие;
- терпение;
- любовь.
Важно понимать, что ребенка нельзя назвать взрослым человеком, только в миниатюрном виде. Это формирующаяся личность, которая еще не может полностью контролировать себя, свои эмоции и способна остро реагировать на непредвиденные обстоятельства и неприятности. Поэтому родителям необходимо стараться ставить себя на место ребенка и смотреть на ситуацию его глазами.
Если возникают истерики у ребенка 4-летнего возраста, следует сохранять спокойствие и самому не терять самообладание. Насколько это возможно, родители должны не обращать внимание на детские выходки, крики, а продолжать заниматься своими делами. Следует напоминать себе причину возникновения истерики, тогда легче будет с ними справляться и держать себя в руках.
В случае с детскими истериками родителям важно запастись терпением. Не следует ожидать, что они сразу прекратятся, особенно если чадо заметило, что ему удается манипулировать другими. Только правильная и последовательная реакция сможет прекратить капризы и истерики.
Можно попробовать следующие методы:
- Когда ребенок начинает кричать и капризничать, то если это возможно, следует взять его на руки и, не причиняя ему вреда, подождать, пока он успокоится. Важно не дать ему швырять предметами и пинаться. При этом сохранять спокойствие, не кричать. В результате малыш увидит, что его действия безрезультатны.
- Если начинается истерический припадок, то можно отвести дитя в пустую комнату, оставить его там и объяснить, что он сможет выйти только после того, как успокоится.
- При истериках на людях родители должны сразу же увести капризника из поля зрения окружающих. Нельзя идти у него на поводу только потому, что он устроил представление. Это подольет масло в огонь и убедит его в том, что, закатив таким образом истерику, он легко сможет добиться своих целей.
В семье нет места ни демократии, ни диктатуре. Она создается для того, чтобы в атмосфере любви и тепла родители помогли детям стать ответственными и самостоятельным людьми. Воспитание — это неотъемлемый элемент этого процесса, который учит быть послушным и дает чувство защищенности. Оно заверяет в родительской любви, которой в дальнейшем захочется поделиться с другими. Поэтому, действуя в правильном направлении, важно анализировать, не изменилось ли поведение ребенка за последний период, над чем еще стоит поработать.
Воспитательный процесс
Воспитательные меры зачастую выражаются в правилах и наказаниях за их нарушение. Они учат детей быть послушными и развивать самообладание. При вразумлениях не следует перегибать палку и быть слишком жесткими.
Требования, которые выдвигаются детям, должны быть четкими и последовательными, чтобы малыш понимал, что конкретно от него ожидается, и не желал ничего менять. Многие родители отмечают, что не стоит устанавливать слишком много правил. Важно, чтобы ребенок уяснил для себя один из важных моментов, что любой случай непослушания ведет к наказанию.
Выражать свои требования следует в форме утверждений. К примеру, вместо того, чтобы спросить о том, не мог ли он прибраться у себя в комнате, нужно четко сказать, чтобы он навел порядок там, где разбросал игрушки. Вежливость родителей в этом вопросе несколько неуместна, поскольку подобный вопрос дает детям возможность проанализировать все за и против и выбрать лучший для них вариант. Нельзя выпускать власть из своих рук.
Иногда родителям трудно определить, внимательно ли слушает ребенок в четыре года, насколько четко понимает их слова. Поэтому важно не забывать о повторении. Ключевые мысли следует повторять по несколько раз, включая жесты и подбирая правильный тон голоса.
В семье, где несколько маленьких детей, меры наказания могут отличаться друг от друга, особенно если есть ребенок, которому пошел 5 год, и он проходит кризисный этап в жизни. В некоторых ситуациях достаточно только строгого взгляда, а для других детей необходимо применять конкретные действия.
Последовательность и решительность
Когда родители говорят, что их чадо не понимает слова «нет», то здесь в первую очередь им нужно подумать о себе. Ведь чаще всего проблема скрывается не в самом ребенке и в том, что ему что-то не понравилось, а в том, что родители не могут как следует запретить и не выражают твердость характера.
Маленькие дети могут моментально увидеть любую, даже малейшую непоследовательность действий своих родителей.
Иногда дети могут одновременно спрашивать мнение об одном и том же вопросе, но по-разному подходить к этому. Или же зная, что мнения родителей могут разойтись, они поспрашивают у обеих сторон, затем найдут лазейку и воспользуются этим в своих же интересах. Поэтому следует действовать решительно. Если родитель что-то запрещает, нужно обязательно держать свое слово. К тому же очень важно, чтобы в подобных вопросах супруги были единомышленниками, работали в команде и их мнения по поводу мер наказания не расходились.
Одному из родителей не следует отменять наказание и запреты другого. Даже если супруги не согласны друг с другом, это следует выяснить наедине, не вынося на всеобщее обозрение. Дети моментально видят, когда их родители расходятся во мнениях, и сразу делают для себя выводы.
Если после непослушания родители обещали принять воспитательные меры, то так и следует поступать. При этом нужно дать понять, что если они не допускают плохих поступков сегодня, то такое поведение неприемлемо вообще.
Не нужно допускать ситуации, когда ребенок в пять лет начнет спорить, вступать в дискуссию, прося объяснить, почему именно такое наказание, а не что-то полегче. Детские истерики могут возникать в тех ситуациях, когда дети считают, что у взрослых просто нет выбора и они смогут уступить, к примеру, если находятся в окружении других людей. Но четкое и твердое «нет» даст понять, что родители не поддаются на постоянное нытье.
Не следует принимать воспитательные меры, опираясь на свое настроение. Хороший и радостный дух — это не повод игнорировать плохие поступки своего чада, а при дурном настроении не следует срываться и строго наказывать. В результате такой непоследовательности в требованиях чадо может подумать, что все решения принимаются в зависимости от настроения. Это приводит к тому, что ребенок начинает вести себя еще хуже.
В одной мудрой книге поощряется держаться сказанных слов, чтобы любое «да» означало «да», а «нет» — «нет». Это также касается обещаний что-то купить, подарить или исполнить желание своего малыша. Тогда дети научатся доверять словам своих родителей.
Если не давать слабину и не уступать капризам дитя, уже в следующий раз оно не захочет устраивать подобные истерики, поскольку увидит твердость духа и поймет, что своими криками ничего не сможет добиться.
Что важно делать родителям
Когда у детей возникают истерики, часто взрослые просто не знают, как им поступить. Чтобы добиться положительных результатов, нужно соблюдать несколько правил.
Первое, что нужно сделать, — это выяснить причину криков:
- желание показаться взрослым и безрезультативность действий;
- попытки научиться управлять своими эмоциями;
- понимание отличий между девочками и мальчиками;
- детские представления и фантазии, которые отличаются от реальности жизни.
После того как родители определили источник проблемы, они стараются придерживаться следующих правил:
- Уделять ребенку больше времени: вместе проводить досуг, заниматься домашними делами, общаться, расспрашивать о делах, рассказывать интересные моменты о себе. Важно прислушиваться к мальчику или девочке, их мнению, принимать желание помочь, чтобы малыш чувствовал себя нужным.
- Всегда нужно просто и доступно объяснять своему чаду о своих действиях. К примеру, зачем нужно вовремя ложиться спать, почему нельзя все купить в магазине и т.п.
- В случае агрессии и драки, нужно побеседовать с ребенком о том, что такие действия являются недопустимыми.
Во время разговоров малышу нужно чувствовать, что с ним говорят на равных и у родителей серьезные намерения. Проводя досуг, участвуя в совместных играх, желательно представлять себя маленьким ребенком. Важно постараться дать ему больше свободы, чтобы он руководил процессом игры. Также необходимо давать малышу какие-то взрослые обязанности и приучать их ответственно выполнять.
Когда малыш может справиться сам и не требует помощи, то лучше ему не мешать. Не следует запрещать ему выполнять сложные задания, поскольку это поможет ему понять, что он был не прав, и в следующий раз прислушаться к словам взрослых. Детям необходима поддержка и похвала. Если закрывать глаза на капризы, неумелое подражание взрослым и кривляния, не заострять на этом свое внимание, то ребенку со временем просто надоест это делать.
Друзья лично мое мнение, если у вашего ребенка истерика постарайтесь успокоить своего ребенка какой либо игрушкой. Или же просто подойдите и обнимите, он почувствует вашу теплоту и обязательно успокоится.
Это не помогает,каждый день большая проблема зайти в дом после прогулки,начинаются крики,даже дерётся и уже дома истерика, НИКАКИЕ уговоры не работают, постоянно даём валерьяну
Мнения уважаемых психологов — это лишь их версия интерпретации событий. Каждый ребёнок индивидуален. Я предпочитаю опираться сугубо на собственный опыт воспитания детей, а их у меня трое. Разумеется, каждая конкретная ситуация требует определённой реакции родителей, но одно нельзя делать точно — в ответ на истерику ребёнка кричать и закатывать истерику ему!
Исходя из своего огромного опыта я твёрдо уверена, что никаких кризисов, никаких лет в принципе не существует, а существует отсутствие элементарного воспитания и понимания родителями собственного ребёнка. Пятилетний ребёнок не закатывает истерик, если он с четырёх лет знает как можно и как нельзя себя вести, четырёхлетний — если ему это доходчиво объяснили в три года, трёхлетний ведёт себя идеально — если в два года мама с папой его этому научили и так до самого начала.
Замечательный комментарий!!!
Вырастила сына и тоже так считаю!
Все дети разные.Кто-то податливый,а кто-то своевольный.
Я с Вами не могу согласиться,да объяснять всё надо и постоянно,но каждый ребен уже рождается со своим характером,это уже личность,и вот когда по его понятиям родители ведут себя с ним не так как ему хочется,вот и начинаются истерики,кто кого,короче говоря))
На самом деле методика-то хорошая, но не каждый ребенок хочет это делать. Даже за год такой работы этого не сделать. Думаю, нужно просто время, когда он поймет, что так делать нельзя. Ведь в ребенка еще сама личность не хочет делать так, как надо.
Мой ребёнок начал закатывать истерики каждый день в 5 лет. Громит всё вокруг. Запираем в ванной.Не помогает. Причина истерик -хочет чтоб играли в его игры, которые он придумывает для меня и своего старшего брата. Если кто-то устал с ним играть и хочет(должен) заняться своими делами -истерика, погром. А мы люди мирные. Трясутся руки и испорчено настроение потом на целый день.
Запираниями в ванной своего сыеа вы только усугубите проблему. Плюс травмируете своою и его еше нежную психику. Меня бы запирли у меня бы паника началась. А вас? к тому же вы забываете что там пол как правило цементный, ванна чугунная и унитаз не ватеый. А вот услышать ребенка нудно и планировать время говоря ему мы поделаем то то и то то, после поиграем и потом поделаем еще что то. И тогда он и сам сможет себя в свободное время занимать. А не включать истерику требуя неотьемлемого внимания. И это нужно учитывать возраст ему 5 лет с ним нужно считаться.
Дело даже не в том, что взрослые не знают как себя вести во время истерики, а просто все из головы вылетает и у многих у самих начинается паника и ответная истерия. Часто вижу мам, да что там даже бабушек, которые на улице вдруг сами превращаются в таких маленьких девочек, хотя уверена, что они потом сожалеют, надеюсь на это. В таких случаях не плохо бы всем чего-то успокаивающего попить, хотя бы и ромашку, а детям вообще есть витамины хорошие Бэби формула Мишки Спокойствие с натуральным составом из трав мяты и мелиссы, магния и глицина.