Экологическое воспитание детей дошкольного возраста — это особая система взаимовлияния двух наук — педагогики и экологии. Взаимодействие этих дисциплин призвано cформировать у человека особое мировоззрение, которое должно соответствовать современному состоянию человечества и биосферы.
Содержание
Экология и воспитание — суть понятий
Часто самым непонятным кажется наиболее очевидное. Понятие «экология» давно уже стало обычным, привычным, а главное — универсальным. Проблема состоит в том, что экология — это очень сложная наука, сформировавшаяся на стыке биологии, географии, химии и, в некоторой степени, физики. А если еще точнее, то экология — это частное проявление общей теории систем.
Если спросить человека, далекого от науки, что такое экология, то обычно мы получим ответ: « Это что-то про чистоту на планете». Как-то так получилось, что это понятие от сложной системной науки низвели до действий по очищению территории от мусора.
Не вдаваясь в подробности такой трансформации, приведем сугубо научное определение экологии: это наука о закономерностях функционирования экологических систем. Логично продолжить это определение понятием экологических систем. Это такие живые системы, функциональными единицами которых являются организмы разных видов в их взаимодействии друг с другом и с компонентами неживой природы. Таким образом, объектом науки экологии является вся живая материя планеты.
Однако не стоит путать биологию с экологией. В биологии объектом является организм во всех его проявлениях кроме психики. В экологии объектом является процесс взаимодействий организмов друг с другом. Поскольку эти взаимодействия носят постоянный характер, они и образует экологическую систему.
Таким образом, если упростить определение, то экология — это система знаний о том, как организмы, взаимодействуя друг с другом, образуют экологическую систему.
Прежде чем перейти к проблемам экологического воспитания, необходимо затронуть еще одно понятие — экологическая среда. Многие полагают, что экологическая и окружающая среда — это синонимы. Однако это не так. Окружающая среда — это понятие не совсем корректное. Среда — это то, что посередине, что окружает объект. Таким образом, мы получаем тавтологию.
Корректнее было бы применять термин экологическая среда, который трактуется как специфическая среда, созданная взаимодействием живых объектов. Поскольку любой организм может жить только в такой среде, то это определение можно трактовать несколько иначе. Экологическая среда — это такие параметры внешней для данного организма среды, которые сформированы деятельностью различных организмов в их взаимодействии друг с другом.
А понятие «окружающая среда», несмотря на свою некорректность, вошла в учебники и законы. По этой причине оно является скорее юридическим термином, касающимся безопасности жизни человека, чем научным понятием.
Воспитание: разнообразие подходов к определению
Понятие «воспитание» столь же многогранно и противоречиво. Оно может включать следующие варианты определения.
- свойство личности, сформированное его окружением (воспитанный и не воспитанный ребенок);
- комплекс технологий, направленных на формирование личности ребенка, которому должны быть присущи определенные качества;
- целенаправленный процесс изменения личности в соответствии с требованиями общества или иной системы (например, государства);
- формирование навыков, ценностных установок, социально значимых привычек, мотиваций, системы самоограничений, которые адекватны состоянию общества на данном этапе его развития.
Экологическое воспитание: грани соприкосновения двух наук
Если исходить из всех вышеприведенных определений, то цель экологического воспитания состоит в том, чтобы сформировать у ребенка такую систему ценностей, навыков и мотиваций, которая была бы направлена на сохранение устойчивого состояния локальных экосистем и глобальной экосистемы под названием «биосфера».
Экологическая воспитанность ребенка, как и любого человека, — это самоограничение в соответствии с системой ценностей экологического характера. Отличительной особенностью экологического воспитания является повышенный уровень запретов, направленных на сохранение устойчивого состояния экосистем.
Детский возраст вносит существенные коррективы в достижение целей экологического образования и воспитания. Действительно, как можно объяснить ребенку четырех лет, что такое экосистема, и почему нужно что-то охранять. Создается впечатление, что экологическое воспитание — это сплошные запреты. Это иногда может производить отталкивающее впечатление, поэтому такое воспитание — дело тонкое, требующее знания предмета.
Специфика экологического воспитания у дошкольников
Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста имеет особую специфику. Хороший педагог, конечно, может объяснить пятилетнему ребенку даже теорию относительности. Однако в детской психике останется лишь мутное представление о том, что мир неоднозначен и весьма странно устроен.
Можно объяснить малышу и что такое экосистемы. На образном уровне это делается очень просто. Ведь для этого есть хорошая палочка-выручалочка — трофическая пирамида, которая понятна даже трехлетнему малышу, если правильно ее объяснить.
Концепция экологического воспитания детей дошкольного возраста состоит из следующих правил и принципов:
1. Любой теоретический посыл должен подкрепляться действием или бездействием. Например, если объяснить ребенку, что растения выделяют кислород, которым мы дышим, то поджигать опавшие листья нельзя. Этот не очень логичный с первого взгляда запрет основан на том, что растениям нужна почва, которая формируется из гниющих опавших листьев.
2. Трофическая пирамида как основа основ экологической системы объясняется очень просто: если в природе существует какой-то вид, то значит он природе, то есть экосистемам нужен. Пример: зачем нужны пауки? Они едят насекомых, среди которых очень много тех, кто ест растения. Если бы не было пауков, то растительноядные насекомые размножились бы и съели все растения, которые, как известно, выделяют кислород. Мотивация к действию: пауков и прочих хищников убивать нельзя, потому что они приносят пользу экосистеме, а значит и нам.
3. Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста должно быть основано на принципе неприемлемости деления организмов на вредных и полезных. В природе все полезно. Есть только организмы, опасные непосредственно для человека. Яркий пример — комары. Они кусаются и переносят болезни, но в природе являются кормовой базой большого количества животных. Поэтому их нельзя убивать, но от них нужно обороняться.
4. Обычно в систему экологического воспитания детей младшего возраста входит вывешивание кормушек и всяких скворечников. Однако часто здесь телега ставится впереди лошади. Зачем кормить птичек, если они сами находят себе корм? Зачем вешать всякие скворечники, если гнездо можно устроить в другом месте? Здесь нужна связь с человеком: он так разрушил среду обитания птичек (рубка деревьев, строительство домов, земля, закрытая асфальтом и т.д.), что без нашей помощи они погибнут.
Вся методика экологического воспитания детей дошкольного возраста держится на соблюдении связи отдельных экологических правил с правилами человеческого поведения.
В заключении нужно сказать еще несколько слов о том, чего ни в коем случае нельзя делать при экологическом воспитании детей дошкольного возраста:
1. Нельзя собирать букеты цветов, поскольку после этого растения не могут размножаться. Поскольку культ цветочных букетов неистребим, заострите внимание детей хотя бы на том, что нельзя срывать дикие цветы.
2. Нельзя собирать всякие гербарии, ловить бабочек сачком. Причина та же, что и при сборе цветов.
3. Нельзя убивать какое-либо животное, если оно вдруг покажется вам неприятным. Например, к этой категории относятся паучки, многоножка-мухоловка, уховертка и т.п. Исключение составляют только животные, представляющие собой реальную и непосредственную опасность для ребенка: клещ, кусающие комары и т.п.
Подведем итоги. Экологическое образование для малышей — это система правил, направленных на сохранение природных объектов, а также почитание всего живого как особой ценности на нашей планете.