Проблемные формы общения ребенка со сверстниками

Тема о формах общения ребенка со сверстниками крайне важна. Ведь самое важное качество, отличающее человека от животных, — это потребность в общении. В общении люди передают друг другу опыт прошлого, строят планы и делятся впечатлениями о настоящем. Именно с раннего детства начинают формироваться коммуникативные навыки, которые будут необходимы в дальнейшей жизни.

Дети имеют свои особенности общения, отличающиеся от взрослых. Необходимо знать об этих специфических чертах, чтобы помочь ребенку наладить отношения со сверстниками. В данном случае речь идет об искусстве направлять своих детей в русло конструктивного взаимодействия с другими ребятами, чтобы потом не пришлось проводить коррекцию поведения с психологом.

Особенности общения детей со сверстниками

Социальная жизнь ребенка включает в себя общение с ровесниками. Данный вид общения детей несколько отличается от коммуникации людей старшего возраста. Но следует помнить, что законы общения едины для любой возрастной категории. Поэтому важно проанализировать, как складывались взаимоотношения между ребенком и взрослым, ведь во многом это станет решающим фактором взаимодействия со сверстниками.

Когда ребенку 1,5 года, то у него уже появляется интерес к взаимодействию с другими малышами. Это выражается в следующих проявлениях к сверстнику:

  • внимание и интерес;
  • отношения эмоционально окрашены;
  • привлечение внимания к себе;
  • чувствительность к поступкам сверстника.

В данном возрасте дети еще не умеют договариваться друг с другом о совместной деятельности, учитывая обоюдные интересы. Поэтому их взаимодействие возникает спонтанно и точно таким же образом быстро заканчивается.

В возрасте 3 лет можно наблюдать совместную игровую деятельность среди детей. Игра доставляет им много радости и удовольствия. Общение приобретает яркую эмоциональную окраску. Дети начинают подражать друг другу в игре.

https://gos-ritual.ru устройство ограждения места захоронения кладбище. Купить водосток для крыши ru-complect.ru.

В возрасте 4-6 лет детям свойственна ситуативно-деловая форма общения: они учитывают активность и способности сверстника для максимально возможного достижения результата в игре.

Дети играют на кухне. Результат достигнут.

К 7 годам формируется внеситуативное общение. Тогда оценивается уже личностный потенциал ровесников, а не только ситуативная составляющая совместных действий. Впервые ярко проявляется взаимопомощь и доброжелательность по отношению к другому. Появляется соперничество в общении со сверстниками, но и способность оценить по достоинству своего конкурента тоже становится актуальной в младшем школьном возрасте.

Ниже будут рассмотрены проблемные формы общения, являющиеся показателями того, что ребенок не умеет общаться со сверстниками: дерется, смущается, обижается.

Если ребенок очень агрессивен

Даже когда дети начинают нуждаться в общении с ровесниками гораздо больше, чем в контакте со взрослыми, это вовсе не означает, что теперь они полностью самостоятельны и независимы от попечительства старших. Наоборот, они еще больше нуждаются в помощи родителей для установления и поддержания контактов с другими детьми, для разрешения возникающих конфликтов. Если ваш ребенок не умеет продуктивно общаться с ровесниками, вы можете ему в этом помочь.

Когда ребенок агрессивен, он наносит вред не только окружающим, но и самому себе. Существуют следующие причины развития детской агрессивности:

  • стиль воспитания в семье (либо попустительство, либо чрезмерное ограничение);
  • примеры жестокости (из телепередач и фильмов);
  • жестокие компьютерные игры.

Однако не каждый ребенок, пребывая в вышеперечисленных условиях воспитания, становится жестоким и агрессивным. Дети часто бьют и дразнят друг друга, но у некоторых агрессивность становится устойчивым качеством личности. И многие родители даже гордятся поведением своих детей вместо того, чтобы понять, как помочь ребенку наладить контакт со сверстниками. Ведь агрессия — это часто не вопрос самооценки, а проблема внутренней изоляции и слабая способность к эмпатии.

Агрессивный ребенок с маркером

Существуют следующие формы проявления агрессии в общении:

  • агрессия носит импульсивный характер, не отличаясь особой жестокостью (демонстративный стиль поведения);
  • целенаправленная агрессия — способ отвоевать интересующую игрушку, например;
  • намеренное причинение вреда сверстнику без какой-либо подоплеки, а ради удовольствия (жестокая форма насилия).

Но объединяет агрессивных детей одно качество — неспособность понять другого. Поэтому родителям важно объяснять то, насколько важно взаимопонимание и взаимовыручка в жизни.

Можно привести пример из жизни. Молодой отец гулял со своим сыном по парку. И тут мальчик увидел маленького котенка. Он ударил беззащитное животное ногой. Тогда отец присел возле сына и сказал ему, что тот, наверное, настолько сильный и большой, раз ударил маленького котенка. А потом добавил, что и он мог бы ударить своего маленького сына, но это не дает ему права бить и обижать того, кто не может дать ему сдачи. И в качестве вывода указал на то, что сильные должны защищать слабых, а не унижать и обижать их. Поэтому проанализируйте свое поведение в отношении детей. Есть вероятность, они просто вас копируют. Если вы хотите знать, как научить ребенка дружить со сверстниками, то узнайте в первую очередь, воспринимает ли ребенок вас в качестве друга.

Если ребенок очень застенчивый

Застенчивость — это сложная проблема межличностных отношений. Ниже приведены проблемы, с которыми сталкивается застенчивый ребенок:

  • невозможность завести новые знакомства;
  • эмоциональное напряжение в ходе общения;
  • трудности самовыражения;
  • излишняя сдержанность;
  • скованность в присутствии других людей.

Чтобы понять, как научить ребенка общаться со сверстниками без стеснения, нужно разобраться в психологической природе застенчивого поведения:

  • Застенчивые дети отличаются повышенной чувствительностью к оценке взрослых. Ситуацию неуспеха переживают очень болезненно. Поэтому взрослым стоит больше поощрять своих детей за проделанную ими работу, мотивируя их к самовыражению.
  • Дети сомневаются в положительном настрое окружающих по отношению к ним. Если взрослые сами находят людей для общения, то в детстве родители отвечают за окружение детей. Поэтому старайтесь делать так, чтобы к вашему ребенку относились с уважением и у малыша не оставалось сомнений, что его любят и ценят.
  • Все силы тратятся на то, чтобы заслужить признание и уважение. А процессы познавания мира отходят на задний план, что негативно сказывается на реализации своих целей и открытому общению с другими.

Вся проблема заключается в том, что еще с раннего детства в ребенке закладывалась тенденция к застенчивому поведению. Возможно, вы сами не отдаете себе отчета в том, что ваше поведение послужило примером стилю общения ребенка со сверстниками. Поэтому стоит набраться мужества и пойти к психологу на консультацию. Ведь вашему ребенку предстоит жить в социуме, где важно уметь налаживать контакты с окружающими. Еще в древности считали, что общительность — это уже 80% успеха в вашем деле. Поэтому разговор по душам с психологом может оказать благоприятное воздействие на формирование коммуникативных навыков ребенка.