О том, что такое половое воспитание подростков, написаны толстые книги. Есть знаменитые авторы (например, И.С.Кон), защитившие на эту тему диссертации и составившие себе имя, рассуждая о половом воспитании. Однако большинство людей смутно себе представляет, что это такое. Почему-то многим, особенно в России, кажется, что половое воспитание сродни сексуальному, к которому часто относятся подозрительно. Вот будут детям рассказывать про секс, и им захочется узнать, что это такое, на деле! Как вообще возможно половое воспитание детей? Они должны думать, что их нашли в капусте.
На самом же деле то, что принято называть половым воспитанием, — это система мер, способствующая развитию детей в соответствии с половыми признаками. То есть это воспитание правильного поведения представителей разных полов по отношению друг к другу и к себе самим как девушкам и юношам, мужчинам и женщинам. Это все, что касается взаимоотношений полов, в том числе и определенные знания, образованность в этой области. Хотя это и не основное в половом воспитании. Сексуальное же воспитание — лишь часть полового, и далеко не главная.
Содержание
Мировоззренческие основы воспитания
Половое воспитание ребенка во многом зависит от мировоззрения родителей. Два основных типа мировоззрения — религиозное и светское (атеистическое) — определяют отношение взрослых к половому воспитанию.
Первый тип мировоззрения — религиозное — предполагает выполнение человеком тех задач, которые возложены на него Богом. В этом смысле любое воспитание, в том числе и половое, — это подготовка к исполнению своего предназначения на Земле. В частности, верующие люди видят в отношениях мужа и жены, в семье иной смысл, чем неверующие.
Если для атеиста семья — это обычно просто момент собственного благоустройства, своего рода расширенный эгоизм (жить мужчине и женщине вместе удобнее, комфортнее, так принято, это приятно во многих отношениях, способствует материальному процветанию и социальному успеху), то для верующего семья — это момент восполнения себя до того, кем каждый из нас призван стать. Наш Создатель хочет, чтобы мы в этой, земной, жизни очеловечились, стали в какой-то мере его образом и подобием. Вот для этого нужна семья.
С точки зрения религиозной слово «пол» (не тот, который моют тряпкой, а тот, который мужской и женский) по-прежнему связано со своим изначальным, отраженным в его этимологии, значением — «половина». Пока человек не нашел свою вторую частичку — это только половина человека. Ущербное, неполное существо. Целый, состоявшийся человек — только тот, кто любит и любим, кто создал семью, и ее можно назвать настоящей.
С секулярной же, светской точки зрения человек самодостаточен. Можно мужчине жить с женщиной, а женщине с мужчиной, а можно и мужчине с мужчиной или женщине с женщиной, а можно и вовсе ни с кем не жить, одному. Это неважно.
Разумеется, такие противоположные мировоззренческие установки не могут не влиять на воспитание решающим образом. Но правильно воспитать ребенка или подростка можно, только основываясь на религиозном мировоззрении.
Что должны знать подростки?
Что нужно знать подросткам об особенностях полов, об их взаимоотношениях?
Они должны понимать, что мы изначально созданы таким образом, что не можем обойтись друг без друга. У мужчин и женщин разные способности. Они взаимодополняют друг друга.
Проще всего это объяснить на примере. Все видели фильмы кинорежиссера Михаила Швейцера, например «Золотой теленок» с Сергеем Юрским, Зиновием Гердтом и Леонидом Куравлевым. Но мало кто знает, что ни этот, ни другие фильмы этого режиссера не были бы сняты без помощи его жены, Софьи Милькиной.
Воронин его жена ГК ФСК Информация
Их всегда видели вместе. У них были одинаковые отчества, и на киностудии их называли «наши Абрамычи». Софья Абрамовна закончила тот же режиссерский факультет, была одаренным человеком. Но сама не снимала. Зато она брала на себя всю организационную работу на съемках фильмов мужа. Она выбивала финансирование, искала съемочные площадки, договаривалась с рабочими, вела бухгалтерию. В общем, делала все, что неприятно, трудно и остается за кадром. Муж ее был талантливым, но непрактичным человеком: он ничего этого не умел. Однако режиссером оказался первоклассным. Он занимался творчеством, она создавала фундамент для этого творчества. Он определял стратегию, она — тактику.
Мужчины — сильные стратеги. Если стратегическое планирование мужчине не удается, это ненормально. Женщины же — прекрасные тактики: умеют решить простые, практические вопросы, обойти все ямы и ухабы. Вот почему успеха в любом деле они могут добиться только вместе.
Особенность мужчины в том, что он активен во внешнем мире. Семья для него — лишь своего рода тыл. Основная его деятельность — где-то за пределами семьи. Но без надежного тыла, обеспечивающего эмоциональную устойчивость, уверенность в себе, возможность отдохнуть, «зализать раны», мужчина не может обойтись.
Особенность женщины в том, что главное для нее — именно семья, близкие люди. Однако без родного мужчины, который решает вопросы жизни семьи вне дома, на которого можно опереться, женщина чувствует себя неуверенной и слабой. Его активность во внешнем мире небезразлична ей, потому что укрепляет ее психологическую устойчивость, придает смысл жизни.
Подростки должны понимать, что мужчина и женщина дополняют друг друга, и как именно они это делают. Они должны знать, что продуктивно прожить свою жизнь без «второй половины» невозможно.
Как воспитать нужное поведение?
Мужчина ищет себе подругу и старается покорить ее своей активностью. Девушка или женщина ждет, когда она кому-то понравится, а затем решает, подходит ли ей этот человек.
Виски 1956 года купить на сайте http://wiski.ru. | расширители пучка, v4
Поэтому у мальчиков-подростков важно выработать активное поведение по отношению к девушкам. Они не должны быть робкими и стеснительными, как девочки.
При этом важно уважительное и даже почтительное отношение к девушкам, то, что называется «рыцарством». Девушки слабее, и их нужно опекать и защищать: так ведут себя настоящие мужчины.
Девушке очень важно научиться быть недоступной. Особенность мужской психологии состоит в том, что ценят только тех девушек, добиться близости с которыми почти невозможно или, по крайней мере, очень трудно. Девушка должна уметь быть гордой. И ей нужно научиться разбираться в себе и в своем партнере. Чего он хочет на самом деле: только секса или это серьезно? Чего хочет она сама: ей просто нравится то, что она ему нравится, или все гораздо серьезнее?
И для девушки, и для юноши важно уметь контролировать свои эмоции, держать их в узде. Влечение к противоположному полу у людей крайне интенсивное. Это связано с тем, что человек — Венец Творенья, поэтому важно, чтобы люди выжили, сохранились. Поэтому у животных влечение к другому полу возникает периодически, а у людей оно постоянно.
Важно, чтобы девушка не позволяла курящему юноше пускать дым ей в лицо, нецензурно выражаться в ее присутствии, чтобы у нее было уважение к себе. Иначе она потеряет уважение и у юношей, а без него настоящая любовь невозможна.
Юноше важно научиться сдержанности. Именно умение владеть собой в любой ситуации — признак настоящего мужчины.
Что нужно знать подросткам о сексе?
Подростки должны понимать, что секс без любви не является естественным поведением для человека. Это следствие весьма распространенной в наше время мировоззренческой и психологической установки, так называемого гедонизма. Этот термин определяет возникшее еще в Древней Греции философское учение, согласно которому главным благом для человека является свое удовольствие. Фактически гедонизм считает человека животным, хотя явно и не провозглашает этого.
Достаточно жесткие сексуальные ограничения, традиционно существовавшие в большинстве известных нам культур и у большинства народов, на самом деле не являются насилием над личностью, а предназначены для блага людей: они помогают им держать себя в определенных рамках, не терять, не растратить впустую то, что необходимо для важнейшего дела в жизни — создания семьи.
Нужно ли рассказывать подросткам о сексе самом по себе, вопрос дискуссионный. В этом возрасте есть огромный интерес к подобным вопросам. И если ответов подросток не найдет ни у близких взрослых, ни у учителей, он получит их в другом месте. Поэтому что-то говорить нужно, и достаточно много и подробно.
Однако противоположный пол для мальчиков и девочек — тайна, загадка. И ею же и должна остаться.
Как рассказать о сексуальных отношениях, но сохранить тайну? Это особое искусство. Можно и нужно говорить, но не следует раскрывать все тонкости. Что-то останется, и именно это каждый подросток откроет для себя сам.
О роли семьи
Воспитание правильного полового поведения становится не таким уж трудным делом, если перед глазами подростка (мальчика или девочки — неважно) есть образец такого поведения. В лице мамы и папы.
Если ребенок вырос в счастливой семье, где есть дружба, взаимопонимание и взаимопомощь, любовь, уважение друг к другу, где существует теплота и насыщенность человеческих связей и отношений, то несложно его воспитать правильно. Он сам подсознательно уже впитал в себя образцы верного поведения. Он сам понимает, почему настоящая семья — это здорово. Он не будет уже считать, что семья — это когда мужчина и женщина живут в одной квартире, вместе ведут хозяйство и имеют общих детей, и этого достаточно. Он понимает, что семья — это нечто большее, чего, как говорил писатель Антуан де Сент-Экзюпери, «глазами не увидишь». Что это теплота человеческих отношений, прежде всего. И к этому будет стремиться всю жизнь.
Воспитать подростка, настоящей семьи не знавшего (не обязательно сироту: он может вырасти в полной семье, но она холодная, ненастоящая), напротив, очень трудно. Только словами тут не отделаться. Ему все-таки нужно видеть полноценные отношения между близкими, пусть и в чужой семье.
Такому подростку тяжело учиться владеть собой, правильно вести себя с представителями противоположного пола. Иногда тут нужна психологическая коррекция.
Воспитать можно любого подростка. Но усилия, которые затрачиваются на это, зависят от его жизненного опыта. У подростков он уже достаточно большой. Так что его следует принимать во внимание и соразмерять свои воздействия с тем, с каким человеком приходится иметь дело.