Основные направления и принципы дошкольного воспитания

Дошкольное воспитание и обучение представляет собой важный фундамент, на котором в дальнейшем будет развиваться личность ребенка, подростка. В дошкольном возрасте формируются основные умения и способы мировосприятия, из которых затем произрастает и взрослое мировоззрение. Дошкольное воспитание и основы обучения воспринимаются многими родителями как подготовка ребенка к школе, к тем задачам, которые он будет решать в первых классах. Это не совсем правильно. Цель воспитания не должна ограничиваться направленностью на подготовку к школе. Воспитание детей дошкольного возраста должно быть ориентировано на их личностное развитие, которое имеет намного больше проявлений, чем те умения, что понадобятся в младшей школе.

Современное дошкольное образование в нашей стране сегодня предлагает большой выбор методик, используемых в разных дошкольных учреждениях. Детские сады, школы творчества, курсы подготовки к школе могут дать ребенку очень много полезного. Однако важнейшим стимулом развития детской личности является участие в воспитательном и образовательном процессе родителей. Поэтому методики воспитания детей обязательно должны интересовать родителей, даже если род основных профессиональных интересов папы и мамы очень далек от педагогики. Какие же принципы и методы воспитания дошкольников должны знать все родители?

Ключевые этапы и принципы дошкольного воспитания

Человек развивается и изменяется в течение всей своей жизни. Однако именно в первые 6-7 лет закладывается личностный и психологический фундамент, который в дальнейшем определяет очень многое в жизненном пути каждого человека. При этом любая концепция дошкольного воспитания сегодня настаивает на том, что ключевыми субъектами воспитательного процесса являются родители. В законодательстве Норвегии, например, несколько лет назад была введена норма о том, что после рождения ребенка на декретный отпуск имеет права не один, а оба родителя. Это объясняется тем, что человеческий капитал — главное достояние страны, а дошкольное воспитание детей является одним из ключевых этапов формирования такого капитала.

Но может ли получить ребенок что-то реально полезное от родителей, не обладающих какими-то специальными психологическими и педагогическими познаниями? На самом деле, для того чтобы воспитывать своего малыша, родители должны проявлять не столько профессионализм в вопросах обучения, сколько уделять достаточное время и внимание. При этом необходимо понимать в общих чертах специфику разных этапов, на которые делится воспитание дошкольников.

Возраст 0-3 года

Этот период имеет особое влияние на формирование личности человека. Здесь родители должны понимать, что маленький человечек, который даже не умеет нормально разговаривать и ограничен в движениях, уже воспринимает окружающий мир и особенно чутко впитывает модели поведения окружающих его взрослых. Важнейший же отпечаток на психологию и личность ребенка откладывает стиль взаимоотношений отца и матери. Как бы это ни было сложно в некоторых случаях, необходимо исключить из общения грубость, агрессию, взаимные претензии и другие негативные проявления межличностной коммуникации. Любая ссора между родителями может навсегда отложиться в подсознании ребенка и всю жизнь производить негативное влияние на его психику.

Мама с ребенком играют

В целом же, воспитание детей дошкольного возраста на этом этапе должно учитывать следующие важнейшие моменты:

  • Развитие мелкой моторики рук. Неудивительно, что сегодня в детских магазинах предлагается огромное количество всевозможных игрушек. Он необходимы, чтобы ребенок развивал мелкую моторику рук, от которой зависят не только ловкость и сила, но и ментальный, интеллектуальный и психологический потенциал малыша. Важно стараться как можно больше занимать ребенка какими-то игрушками.
  • Цветовое разнообразие. Чем большим количеством ярких и приятных цветов будет наполнена жизнь малыша, тем более подвижной и гибкой будет его будущая психическая структура. Приятные визуальные впечатления формируют позитивную эмоционально-психологическую основу характера.
  • Формирование коммуникативных навыков. Общение, ласка, взаимные тактильные контакты являются неотъемлемым элементом корректного воспитания малыша в самые первые годы жизни.

Эти принципы и методы воспитания детей дошкольного возраста в первые годы жизни легко выполнимы. Родителям нужно лишь уделять своему малышу достаточное внимание.

Третий год — проявление самостоятельности

Третий год жизни малыша для многих родителей становится очень сложным. Именно в этот период проявляется феномен самостоятельности. В психике и сознании ребенка формируется образ того, что он является отдельной личностью, способной самостоятельно совершать те или иные действия. Этот этап очень важен, ведь он отличает нас от животных. Именно в это время человек начинает понимать, что его отражение в зеркале — это он, а не другое существо. В жизни животных этот момент не наступает никогда.

Девочка складывает пазл

В этот период особую роль приобретает воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста. Здесь рекомендации психологов и педагогов очень разнятся. Одни утверждают, что ребенку нужно дать как можно более свободы для самореализации инстинкта самостоятельности. Другие настаивают на том, что этот инстинкт должен достаточно строго вводиться в определенное воспитательное русло социализации. Родителям здесь важно проявить собственное чутье. В каждом отдельном случае нужно самим решить, что ребенку позволительно делать самостоятельно, а что — нет.

К тому же нужно быть очень терпеливыми, ведь самостоятельность малыша будет проявляться там, где захочет он, а не родители. Например, подражая отцу, ребенок может сеть и «поработать» на компьютере, после чего последнему может понадобиться серьезный ремонт. А вот в убирании за собой игрушек самостоятельность может не проявиться совсем.

4-6 лет: готовимся к школе

Детский возраст от 4 до 6 лет является самым счастливым. Маленький человечек уже почувствовал свою самостоятельность, ощутил себя личностью. При этом взрослые продолжают ему угождать и относиться с максимальной лаской и нежностью. А самое главное состоит в том, что еще нет строгих социальных ограничений, ведь еще не нужно ходить в школу, быть как все, носить униформу и т.д. В этот период родители просто обязаны сделать все для полноценного развития личности маленького, но уже настоящего человека. Общие рецепты, которым следует методика дошкольного воспитания в этом возрасте, являются следующими:

  • Активное физическое развитие. Начиная с первого класса, школьнику придется по несколько часов в день сидеть за партой. К этому времени важно сформировать хорошую осанку, приучить ребенка ровно держать спину, сформировать достаточно крепкую и упругую мышечную основу. Если родители ведут здоровый образ жизни, занимаются пробежками, то для них не будет проблемой организовать ежедневные физкультурные занятия для своего малыша. Такие совместные занятия спортом и физкультурой имеют не только оздоровительный, но и мощный коммуникативно-психологический эффект. Если же родителям сложно выделить в своем рабочем графике несколько часов на занятия физкультурой с ребенком, его можно отдать в спортивную секцию для детей соответствующего возраста. Посещение таких секций положительно влияет на воспитание самостоятельности у детей дошкольного возраста.
  • Психологическая и эмоциональная подготовка к школьному общению. Для многих современных детей, которые не ходят в садик, а счастливо проводят время в домашних условиях, достаточно сильным психологическим шоком становятся первые дни в школе. Поэтому если родители не доверяют садикам и воспитывают малыша сами, то все равно важно обеспечить ребенку достаточное общение со сверстниками. Общение с друзьями, занятия в спортивной секции или школе творчества, организованные детские походы в развлекательные центры или на праздничные мероприятия — все это поможет ребенку безболезненно включиться в процесс общения со своими одногодками. Благодаря этому он не ощутит психологический дискомфорт, когда ему придется каждый день общаться с одноклассниками.
  • Формирование самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста. Родители постепенно должны приучать малыша к проявлению ответственности в домашних делах. Можно поручить ребенку ежедневно самостоятельно ходить в магазин за хлебобулочными изделиями, конечно, если торговая точка находится недалеко и можно договориться с продавцами о регулярном посещении маленького покупателя. Также можно доверить выгуливать собаку и совершать другие ответственные, но безопасные семейные дела. При этом ребенку постоянно нужно намекать на важность выполняемых функций, на их полезность для семьи в целом. Это будет воспитывать не только самостоятельность, но и дисциплину, сочетаемую с ответственностью.
  • Развитие творческих способностей. Воспитание детей старшего дошкольного возраста в обязательном порядке должно включать в себя какой-нибудь вид творческой деятельности. Сегодня в любом городе работает много кружков для дошкольников. В зависимости от того, к чему у ребенка появляются склонности или увлеченность, родители должны обеспечить малышу возможность посещения дошкольных учреждений творческой направленности. Здесь под руководством профессиональных педагогов ребенок начнет осознавать, что мир намного богаче и интереснее, чем просто круг семьи или друзей. Для малыша начнет открываться огромный мир искусства, пусть сначала и в достаточно примитивной форме. Занятия музыкой, танцами, рисованием, театральными представлениями просто незаменимы в детском возрасте. Они делают будущую взрослую личность более творческой, целеустремленной, успешной и счастливой.

Совместное времяпровождения детей

Таким образом, у современных родителей есть богатый выбор воспитательных средств для того, чтобы сделать дошкольные годы ребенка максимально счастливыми и наполненными радостными событиями и увлекательной творческой деятельностью. Однако не стоит забывать и об интеллектуальном развитии малыша.

Развитие интеллектуальных способностей

В развитии детской личности фундаментальную роль играет процесс формирования логических и интеллектуальных способностей. Конечно, на это влияет и наследственность, однако современная педагогика ориентирована на принцип, согласно которому умственный потенциал каждого ребенка можно скорректировать в положительную сторону. В этом аспекте было бы неплохо, чтобы ребенка водили в какое-то дошкольное учреждение (детский сад, школу творчества, специальную школу раннего развития). Но и сами родители могут дать малышу очень многое в плане интеллектуального развития. При этом не нужно сильно нагружать ребенка. В рамках такого обучения будет достаточно:

  • разучивать небольшие стишки;
  • формировать первичные арифметические навыки;
  • выучить алфавит и постигнуть первые азы чтения;
  • научиться полезным умениям (пользоваться часами, звонить родителям, совершать покупки, ухаживать за домашними животными).

Родителям не составит труда заняться такими вещами с ребенком, а для его развития это очень важно.

Оставить комментарий:

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *