Вопрос духовно нравственного воспитания дошкольников является ключевым в семье и дошкольном детском учреждении. Основа личности человека закладывается в первые годы его жизни. В этот период очень важно, какие люди окружают ребенка, какой микроклимат в группе, на каких принципах основываются все взаимодействия между членами общества. Задачи нравственного воспитания дошкольников направлены на формирование всесторонне развитой личности. Основные формы поведения, повседневные привычки, основы мировоззрения и моральные качества ребенок приобретает в семье. В дошкольном детском учреждении все эти качества личности шлифуются и корректируются.
Содержание
Развитие ребенка в детском учреждении
Методы нравственного воспитания в детском саду основаны на трудолюбии, скромности, честности, принципиальности, патриотизме, сострадании и уважительном отношении к людям. Мораль является основой нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Это комплекс норм высокоразвитого духовного общества, которые проявляются в отношении людей друг к другу, к труду, к старым и слабым и отличает человека от животного. Моральный уклад в детском коллективе должен быть на самом высоком уровне, чтобы любой ребенок, в том числе из неблагополучной семьи, понимал, к чему стремиться.
Образование, умственное и физическое развитие, посильный труд и эстетическое развитие должны содержать в себе принципы нравственного воспитания детей раннего и дошкольного возраста. В этот период дети очень восприимчивы, они подвержены влиянию семьи, сверстников, телевидения и интернета. Научить их отличать истинное от ложного, плохое от хорошего, правильное от неправильного должно духовно нравственное воспитание дошкольников. Методика формирования всесторонне развитой личности включает в себя развитие таких качеств, как:
- Доброта. Культивирование этого качества позволяет личности с любовью относиться к окружающему миру, стараться понять причины поступков близких людей.
- Уважение. Начиная с самоуважения, ребенок относится подобающе и к другим людям, у него формируется оптимистический взгляд на окружающий мир.
- Альтруизм. Помощь ближнему, сочувствие и участие в жизни окружающих позволяют ребенку почувствовать свои силы, дают ощущение могущества и самостоятельности.
- Патриотизм. Любовь к Родине является основой целеустремленной, успешной и уверенной в себе личности. Прививать это качество ребенку нужно начинать с 7-8 лет, в этом возрасте он наиболее восприимчив к идеям патриотизма.
- Трудолюбие. Привычка к труду закладывается в раннем возрасте. Направляя естественную активность ребенка в нужное русло, можно выработать у него любовь к общественно полезному труду.
- Гражданственность. Активная гражданская позиция личности является залогом здорового общества. Воспитывать это качество необходимо с раннего возраста.
- Гуманность. В детском возрасте закладываются взгляды, идеи, воззрения, утверждающие ценность человека как личности. Готовность помогать другим людям, оказывать уважение и проявлять заботу является чертой высокоразвитой личности.
- Коллективизм — основная характеристика человека, так как он не может жить, развиваться вне человеческого общества. Проявляется она в чувстве товарищества, взаимопомощи и готовности к совместной работе.
Развитие нравственных основ личности
Задача духовно нравственного воспитания дошкольников является ключевой в образовательном дошкольном учреждении. Утрата духовности выливается в агрессию, страх, инфантилизм и эгоизм у подростков, ведет к деградации личности и общества в целом. Духовность возвышает человека над физиологическими потребностями и формирует личность, отвечающую высоким нравственным критериям. Особенности нравственного воспитания в детском саду заключаются:
- в формировании таких качеств, как доброта, любовь, милосердие, путем художественных образов (средствами искусства, художественной литературы и музыки);
- в вовлечении ребенка дошкольного возраста в деятельность (при помощи игры, познания, общения), которая поможет ребенку принять духовно-нравственные ценности.
- в развитии силы воли как главного инструмента самообладания личности (при помощи занятий физической культурой).
По мнению В.В. Сухомлинского, основными духовными и нравственными качествами личности являются совесть, чувство собственного достоинства, честь и эмоциональная культура. Основы нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста закладываются именно в дошкольных детских учреждениях. Раскрытие таких качеств личности, как гордость за Родину, чувство патриотизма, желание сохранять и обогащать наследие своей земли происходит в возрасте до 6 лет. Дальнейший процесс духовно нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста, а потом и школьников, основан на этих принципах.
Воспитанность — это моральный облик человека, он складывается под влиянием духовных ценностей, приобретенных, в семье и в детском коллективе. Этический аспект развития личности может быть достигнут путем обсуждения с ребенком нравственных, моральных и этических проблем, акцентирования внимания на нравственной стороне их повседневных действий. Детский сад может уделить этому вопросу больше внимания, чем школа, так как в школе больше изучаются материальные предметы. Социально-нравственное обучение дошкольников может занимать большую часть учебного процесса. В детском коллективе ребенок учится отношению к ровесникам, природе, внешнему миру, общественным требованиям.
Невозможно добиться положительных результатов, формируя личность только в детском учреждении. Основное духовное развитие детей дошкольного возраста эффективно осуществляется только как взаимодействие всех сфер жизни ребенка, как целостный процесс. Ключевую роль в нем играет семья. Именно в ней, как в привычном и безопасном пространстве, ребенок познает себя как часть мира, взаимоотношения в семье, отношение к старшим и младшим. Для дошкольников единственный возможный способ познания мира — игра. Необходимо в игровой форме донести до дитя нравственные нормы поведения.
Становление личности ребенка в семье
Начало духовно-нравственного воспитания дошкольников должно быть положено в семье. Домашняя обстановка является наиболее комфортной и привычной для ребенка, поэтому он скорее примет законы, которые демонстрируются его родителями и окружением дома. Если эти законы идут в разрез с теми, которые включает элементы эмоционального духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста в дошкольном учреждении, то развитие духовной, гармоничной личности будет невозможно.
Основное средство для обучения ребенка — это личный пример. Когда родители учат одному, а сами поступают по-другому, дитя будет копировать их поступки, не слушая то, что они ему говорят.
Социальное нравственное воспитание детей дошкольного возраста в семье основано:
- на личном примере старших;
- на игре в социально-ролевые игры;
- на художественных образах (книги, живопись, музыка и др.);
- на развитии силы воли;
- на занятии общественно-полезным трудом.
Именно семья закладывает фундамент духовности, является главной средой, которая формирует его личность. Процесс социально-нравственного воспитания дошкольников должен начинаться в семье и дополняться в детском коллективе. Здесь ребенок учится взаимоотношениям, любви, взаимопомощи, ответственности друг за друга.
Семья не всегда оказывает положительное влияние на ребенка, к сожалению. В этом случае на педагогов детского образовательного учреждения ложится двойная нагрузка. Они должны показать ребенку правильную модель поведения, а это очень сложно, ведь семья является неоспоримым авторитетом. В этом случае занятие нравственно патриотическим воспитанием детей дошкольного возраста полностью становится заботой педагогов образовательного учреждения. Не удивительно, что каждая вторая курсовая работа педагогических вузов посвящена проблемам взаимоотношений ребенка в семье. Основы духовно-нравственного воспитания дошкольников всегда закладываются в семье.