Детские страхи — феномен, присущий всем без исключения людям, который достаточно хорошо изучен психологией. Часто родители излишне переживают за ребенка и считают, что обязательно необходимо проходить психологическое обследование и избавляться от страхов. На самом же деле важно понять, что наличие страхов у детей является в большинстве случаев нормальной реакцией развивающейся психики на окружающий мир. Страх помогает каждому из нас адаптироваться к окружающей среде, постепенно осознавать реальность, учиться переводить неосознанные образы в сферу понимания и знания.
К примеру, такой распространенный страх детства, как боязнь темноты, передан человеку самой природой. Естественно бояться ситуации, в которой твои сенсорные или двигательные функции ограничены. Однако взрослея, большинство людей избавляются от такой боязни, так как чувство социальной безопасности вытесняет первичные природные опасения. Таким образом, детские страхи и их преодоление представляют собой вполне естественные явления, необходимые для нормального формирования человеческой психики. Однако случаются и патологические ситуации, приводящие к серьезным неврозам как в детском, так и во взрослом возрасте. Какие же бывают у детских страхов виды, причины и особенности проявления?
Содержание
Классификация детских страхов
Родители знают, что малыш в любой момент может испугаться самой обычной вещи: случайно встреченного человека, послышавшегося вдалеке звука и многого другого. Все страхи детства имеют достаточно индивидуальный характер проявления. Однако они хорошо изучены и классифицированы с научной точки зрения. Подразделяя всевозможные детские страхи, психология учитывает разные критерии. Одним из ключевых оснований классификации является разделение боязней на возрастные и невротические. В чем состоят их различия? Неужели не каждый страх ребенка является возрастным? Какие последствия могут порождаться разными тревожными ощущениями и боязнями?
Действительно многие страхи детей носят исключительно возрастной характер. Они достаточно быстро проходят и оставляют реальный след в психике человека только при наличии дополнительных импульсов их интенсификации. Возрастной детский страх чаще всего вызывается:
- непониманием того или иного явления, вследствие чего фантазия дополняет любое впечатление дополнительными пугающими деталями;
- использованием взрослыми в общении с детьми пугающих образов и формулировок («съем тебя», всевозможные бабайки, волки, домовые и т.д.);
- избыточные предостережения со стороны взрослых (не иди туда, не делай то, осторожнее, будет больно и др.);
- повышенная тревожность взрослых, особенно матери;
- врожденные особенности психики;
- переизбыток ненужной информации (мультики, компьютерные игры, разговоры взрослых в присутствии малыша).
При нормальном психическом развитии большинство возрастных страхов достаточно быстро стираются и вытесняются. Это обусловлено их сравнительно низкой интенсивностью и непродолжительностью воздействия. Невротические же страхи могут быть намного опаснее и даже перерасти в какой-нибудь психологический диагноз. Они характеризуются:
- долговременными и неразрешимыми переживаниями, усугубляемыми внешними обстоятельствами;
- наличием многочисленных страхов, приводящих к неуверенности в себе, замкнутости, интенсивным внутренним переживаниям даже по незначительным поводам;
- стремлением бежать от объекта боязни, а также от разных предметов, явлений, людей, которые могут ассоциироваться с данным объектом.
Наличие таких невротических расстройств может потребовать специальной консультации для родителей о детских страхах и их последствиях. Невротические боязни могут иметь значительное негативное влияние на формирование личности, характера и психики человека. Здесь часто необходима профессиональная работа с детскими страхами, которая может оказаться достаточно сложной и продолжительной. Если у родителей есть малейшие подозрения на наличие у ребенка невротических боязней, важно сразу обратиться к профессионалу, предлагающему такие услуги, как диагностика детских страхов.
Ситуативные и личностно обусловленные боязни
Существуют и другие важные критерии классификации данного психологического феномена. В вопросе о том, как бороться с детскими страхами, важно и то, в какой ситуации они были приобретены. Здесь выделяют ситуативные и личностно обусловленные боязни, имеющие свою специфику. Так, основная характеристика ситуативных боязней состоит в том, что они могут проявляться в самых неожиданных обстоятельствах. Ребенок может сильно испугаться необычно выглядящего человека (клоуна на улице, Деда Мороза, бородатого мужчину и т.д.), из-за чего часто происходит интенсивный внутренний невроз. В зависимости от впечатлительности малыша это невротическое состояние в вытесненной форме может в будущем сильно влиять на психику взрослого человека.
Очень часто от резких ситуативных испугов появляются ночные страхи у ребенка. С одной стороны, ночные кошмары дают возможность выхода накопившейся негативной энергии. Но с другой — они могут способствовать нарушению режима сна, невротическим расстройствам и серьезным психическим повреждениям. Главный признак того, что ночные кошмары становятся опасными, состоит в повышении частоты их возникновения. При такой симптоматике следует серьезно задуматься о том, как избавить ребенка от страха. Если же кошмары случаются все реже, то можно рассчитывать на то, что они пройдут сами собой.
Личностно обусловленные боязни характерны для детей старшего дошкольного и школьного возраста. Здесь уже проявляются индивидуальные черты характера и личности. Например, ребенок может теряться в общении с незнакомыми людьми, отказываться ходить в школу из-за непонимания с одноклассниками, отказаться от занятий любимым видом спорта из-за первых соревновательных неудач. Зачастую детская психика сама постепенно справляется с такими вызовами, а характер становится более устойчивым, «закаленным». Однако если родители замечают повышение замкнутости ребенка, значит, необходима профессиональная коррекция детских страхов, вызванных особенностями личности и характера маленького человечка.
Врожденные и приобретенные боязни
Часто родители стремятся спасти ребенка от страха, от которого в общем-то спасать и не нужно. Особенно это касается врожденных, так называемых естественных боязней. Они состоят в том, что на определенном возрастном этапе у ребенка проявляются нормальные, пусть и пугающие формы жизнеощущения. Так, например, в возрасте 3-4 лет у малыша случается значительный скачок в сфере фантазии и воображения. Начинается активное приписывание разным явлениям несуществующих качеств. Такая фантазия значительно подпитывает природные опасения. Так, чаще всего в этом возрасте сильно усиливается боязнь темноты, отдаленных звуков, животных.
А в возрасте 6-7 лет у ребенка возникает другой специфический страх, обусловленный тем, что маленький человек начинает осознавать возможность собственной смерти, а также уязвимость и смертность своих родных и близких. Особенно тяжело переживается возможность утраты родителей, которые к тому же усиливают такие опасения, моделируя их в форме ухода одного из членов семьи при разводе. В этом детском возрасте развод переживается особенно остро и производит сильное влияние на формирование психики человека. В подростковом возрасте более распространены врожденные страхи, связанные с естественными процессами полового взросления.
Приобретенные страхи намного более разнообразны, а их преодоление может быть более сложным и длительным. Часто они остаются на всю жизнь, периодически или постоянно влияя на психическое состояние человека. Самыми общими причинами появления таких приобретенных боязней являются:
- стрессовые, пугающие ситуации, из-за которых появляется боязнь определенных предметов, животных, людей, событий или явлений;
- повышенная конфликтность в семье, приводящая к появлению постоянного опасения относительно межличностных или социальных взаимоотношений;
- воспитание на основе запугивания, догматических установок, авторитаризма и насилия (все эти элементы присущи традиционным формам религиозного воспитания);
- информационная среда (средства массовой информации, компьютерные игры, кинофильмы и телепередачи, неадекватное общение в соцсетях, чтение книг с пугающими персонажами или событиями);
- экстремальные ситуации (особенно остро на детской психике сказывается временное присутствие в зоне боевых действий).
Если родители задумываются над тем, как избавить ребенка от страхов, приобретенных в той или иной ситуации, изначально следует детально проанализировать причины появления боязни. Далее родители могут самостоятельно выводить ребенка на уровень осознания природы боязни и избавления от нее, а в сложных ситуациях — обратиться к специалисту.
Выявление и избавление от детских страхов
Основная ответственность за выявление острых детских боязней ложится на родителей. Они должны замечать расстройство сна, наличие детских кошмаров, панических состояний, замкнутости или повышенной активности своего ребенка. Важно понимать, что в возрасте 3-6 лет, частые расспросы о том, чего боится малыш, могут привести только к усугублению страха.
Взрослые, замечая проявления боязни и паники у ребенка, должны проявлять максимальную чуткость и заботу. В ситуациях нарастающих детских и подростковых фобий за консультацией о том, как избавиться от страха, целесообразно обратиться к специалисту. От этого во многом зависит будущее жизненное благополучие человека, ведь многие проблемы в психике взрослых людей связаны с детскими переживаниями.