Что такое диагностика уровня конфликтного поведения детей дошкольного возраста?

Что такое диагностика уровня конфликтного поведения детей дошкольного возраста? Необходимо рассмотреть этот вопрос более подробно.

Общая информация

Наверное, всем знакома такая ситуация. Заходим в группу детского сада. И видим такую картину: двое детей (обычно мальчиков, но иногда и девочек) сидят верхом на другом ребенке и упоенно лупят его кулаками по голове. К подобному мы настолько привыкли, что даже не всегда сразу бросаемся разнимать юных террористов.

Действительно, у детей этого возраста конфликты случаются постоянно. Впрочем, и у взрослых тоже. Вот только взрослый в такой ситуации все-таки как-то пытается владеть собой, и чаще всего ему это удается. Совсем другое дело маленький ребенок. Его эмоции непосредственно выплескиваются в поведение примерно такое, как в примере из предыдущего абзаца.

Конфликт у детей

Если детский конфликт и не приводит к трагическим результатам, то только потому, что малыши еще малы и слабы. А если бы могли, с удовольствием убили бы друг друга. А потом гордились этим и хвастались.

Люди с таким поведением знакомы. Потому что инфантильным взрослым точно так же свойственно вести себя, вот только они обладают средствами массового уничтожения друг друга и с удовольствием ими пользуются.

Так что понимать, в чем причина детских ссор, очень важно. Если человек понимает данные факторы, то сможет заняться профилактикой конфликтного поведения.

Слово «диагностика», как и в медицине, означает, что необходимо понять причину агрессивного поведения малышей в каждом конкретном случае. Уровень конфликтного поведения — это накал ситуации, ее опасность для психологического здоровья группы и отдельных детей, а иногда и для их физического здоровья.

Феномен полимотивации

То, что дети ссорятся, не означает, что они все в равной мере нехорошие и одинаковые. Происходит это по совершенно разным причинам.

Необходимо обратиться снова к конкретному примеру. Человек пришел в группу детского сада и видит, как два мальчика дерутся друг с другом. Один полненький, тихий малыш, который очень редко конфликтует. Другой постоянно с кем-то воюет. Он провокатор и бретер. К тому же этот мальчишка крупнее и сильнее всех в группе и любит драться еще и поэтому.

Разнимают забияк. Начинают разбираться. Выясняется, что провокатор сказал какую-то гадость про маму полненького мальчика, а тот бросился защищать ее честь.

Конфликтное поведение детей дошкольного возраста

Что, если бы взрослые наказали обоих в равной мере? Колотили-то друг друга оба. Значит, оба — нарушители порядка. Однако наказывать тут стоит только одного: провокатора. Второй фактически вел себя вполне похвально и по-мужски. Вступился за честь дамы, к тому же собственной мамы.

В данном случае интересны именно мотивы детей. Почему они вступают в конфликт?

При этом существует так называемый «феномен полимотивации», когда одно и то же поведение побуждается несколькими разными мотивами.

Легче это понять, опять же, на конкретном примере. Мальчик на детской площадке вежливо просит другого, незнакомого ему ребенка, дать ему поиграть большой, красивой машиной-самосвалом. Тот не дает. Проситель тут же теряет свою вежливость и кидается в бой.

Почему он так сделал? Возможно, в семье принято, если малыш вежливо обратился, обязательно дать ему то, о чем он просит. Детям свойственно переносить нормы своего мини-социума на всех людей (хотя и для взрослых это тоже характерно). Кроха возмутился: как так! Вежливо попросил, даже «пожалуйста» не забыл сказать, а он не дает! Вот жадина-говядина! Надо его проучить!

Но это один мотив нашего малолетнего правозащитника. Другой, более простой, — обычная жадность. Машина очень хорошая, большая: в нее можно много чего нагрузить. А у него самого такой нет. Вот он и решил заняться экспроприацией чужой собственности.

То есть поведение одно, а мотивов может быть много. И все их желательно выявить. Только тогда можно понять ребенка по-настоящему и принять правильное решение: наказывать его или нет, а также провести нужные профилактические мероприятия для избежания последующих подобных же конфликтов.

Ущербные дети

Распространенных причин конфликтов детей дошкольного возраста всего несколько.

Одна из них заключается в том, что малыш не очень счастлив. Его или не любит никто, или в семье сложная, конфликтная обстановка. Может быть, кроха потерял отца, который ушел от его мамы. Такой ребенок чувствует себя ущербным, обделенным. И он мстит другим детям (а иногда и взрослым) за то, что ему плохо.

Грустная девочка

Так ведут себя и животные. Известно, что тигр или медведь, раненные охотником, мстят не этому охотнику, а любому встретившемуся им по пути человеку. Они сторонники принципа коллективной ответственности. Вот так же ведут себя и дети.

Как это может происходить?

В средней группе детского сада есть мальчик Илюша. Он бледный, тощенький, с большими ушами. На агрессора не очень похож: скорее, ребенок вызывает жалость. Однако Илюша типичный террорист. Он очень любит устроить какую-нибудь пакость ближнему своему. Например, когда в группе происходит обучение рисованию, вылить товарищу на штанишки грязную воду с краской и сделать вид, что это нечаянно. Или во время лепки подложить на стульчик девочке кусочек пластилина, чтобы он прилип к трусикам. Налить воды на подушку перед тихим часом. Столкнуть с лестницы по пути на прогулку.

Илюша нечасто дерется. Хотя он физически слабый, худенький, но редко конфликтует не поэтому, а потому, что все дети его избегают. Они не общаются с ним, стараются держаться подальше от него. Только один мальчик, Максим, иногда играет с Илюшей, и именно с ним наш герой чаще всего и дерется. Но Максим намного сильнее.

Конфликт у мальчиков

Если Илюша все-таки вступает с кем-то в прямой конфликт, он ведет себя не так, как большинство других детей. Старается побольнее ущипнуть, укусить. Он очень злой. Ему нравится причинять боль.

Илюша живет с бабушкой. Хотя она и хорошая, но мальчик чувствует себя несчастным. Его папа бросил маму и сына, куда-то уехал. Мама вышла замуж повторно, и мальчик оказался не нужен в новой семье. Его сплавили бабушке. И он стал вот таким.

Нельзя сказать, что таких детей очень много. Но они есть в большинстве детских коллективов.

Правильное поведение по отношению к такому ребенку — это твердость и терпение. Выздороветь малыш может только очень постепенно. Он нуждается в повышенном внимании взрослых, не только в контроле, но и в положительном внимании: понимании, ласке. Его важно убедить в том, что к нему хорошо относятся, не считают его плохим.

Быть плохим, как ни странно, в каком-то смысле приятно, потому что легко. Хороший ребенок должен сдерживаться, а плохой — нет. Поскольку психологически несчастный малыш очень слаб, ему трудно контролировать себя, и он бессознательно выбирает такую модель поведения: провоцировать взрослых и других детей на то, чтобы его все признали плохим. Это дает ему карт-бланш и дальше вести себя подобным же образом: ведь он плохой, значит, имеет полное право на такие действия.

Поэтому взрослым важно не поддаваться на детскую провокацию. Если малышу удастся внушить, что к нему, несмотря ни на что, относятся хорошо, считают его умным и добрым, он постепенно, но очень медленно, начнет меняться.

Дети с отставанием в развитии

А вот другая террористка, Маша.

На прогулке дети то и дело подбегают к воспитательнице с ревом. Всякий раз выясняется, что в роли обидчицы выступает Маша. Она крупная, сильная, старше многих в группе.

Взрослые спрашивают, что случилось. А Маша ударила ногой! А Маша бросила в лицо песком! А Маша выругалась! А Маша! А Маша! По 20 раз в день воспитатели слышат эту фразу.

Однако Маша живет со своей мамой и бабушкой, и мама у нее вполне любящая. Вот только Маша сильно отстает в развитии. Хотя ей почти 6 лет, она еще толком даже не говорит! Может сказать какое-то одно слово, но целыми предложениями не пользуется. Она совсем не контролирует свои импульсы. Во время прогулки она возбуждается, как щенок, и, вернувшись в группу, может начать кататься по полу или танцевать, опрокидывая стулья и даже столики, или схватить со стеллажа кубики и бросаться ими в других детей. Унять ее практически невозможно.

Конфликтное поведение девочек

Поведение Маши напоминает поведение животного. И даже не домашнего, а дикого. Однажды, когда дети только что кончили обедать, воспитателя позвали к заведующей, а в группе оставалась одна няня (сейчас такая должность называется «младший воспитатель»). Она была занята уборкой и не заметила, как за ее спиной Маша залезла на довольно высокий подоконник, наклонилась вниз и чуть не выпала из окна. Другие дети закричали, и няня еле-еле успела схватить Машу за ногу. А группа — на третьем этаже.

В другой раз Маша за спиной воспитательницы, когда дети пришли с прогулки и им нужно было помочь раздеться и разуться, залезла на стульчик, открыла крышку и нажала на кнопку пожарной сигнализации. Она очень любит зайти в туалет, открыть кран на полную мощность и разбрызгивать воду. Поэтому в туалет, даже если ей туда действительно нужно, ее не пускают без взрослых.

В данном случае тоже требуется много терпения. Наказывать такого ребенка нельзя: будет только хуже. Относиться к малышу нужно как к дикому животному, которое мы хотим одомашнить: терпеливо и ласково. Разговаривать по-доброму, чаще гладить, улыбаться. Нельзя злиться на кроху.

Что касается устранения конфликтности, то оно невозможно без преодоления проблем в развитии.

Избалованные дети

Если в двух первых примерах рассматривались дети проблемные, то в данном случае речь пойдет о ребенке чрезвычайно благополучном.

Виталик живет в полной семье, его родители обеспеченные люди, и он их единственное любимое чадо. Дома, как утверждают папа и мама, Виталик ведет себя как ангел во плоти. А вот в садике он почему-то перевоплощается в дьявола.

Виталик, например, не терпит, когда во время урока или в какой-то другой ситуации воспитатель спрашивает первым не его, а другого. Он всегда хочет говорить сам, и чтобы все его слушали, все ему внимали. Что он не знает ответа на заданный вопрос, его не смущает. Если воспитатель «нарушает правило», Виталик страшно возмущается, рыдает, катается по полу, закатывая истерику или начинает ссориться с соседями: толкает их, бьет, вымещая на них свою обиду.

Конфликт с избалованным ребенком

Когда дети рисуют или лепят, они должны находиться за столиками, рассчитанными на двух человек. Сидят малыши напротив друг друга. Столики небольшие, и непросто разместить там все нужные для работы предметы: коробки с пластилином, краски, стаканчики с водой. Виталик в этом случае поступает просто: он сталкивает все, не ему принадлежащее, на пол. Или даже хватает и бросает подальше: в том числе и стаканчик с водой. Иногда попадая кому-то в голову.

Если во время тихого часа Виталику не спится, то не спит и вся группа. Потому что Виталик не в силах понять, что нужно лежать тихо, чтобы не будить других детей, даже если ему лично спать не хочется. Он подбрасывает вверх одеяло, потом накрывается им с головой, дудит, свистит, пукает под одеялом и сам же громко смеется. Потом сбрасывает одеяло на ребенка, лежащего ниже (кровать Виталика — на втором ярусе). Затем стаскивает одеяло с соседа и тоже сбрасывает его вниз. Никакие замечания на него не действуют: раз ему весело, то поддерживать должны все.

Виталик — просто очень избалованный ребенок, привыкший к непротивлению родителей, к тому, что в своем домашнем мире он Царь и Бог, а все остальные — его верные слуги. Подобные привычки он переносит и во внешний мир, так как ничего иного не знает и не умеет.

С одной стороны, ребенок не виноват, что стал таким, это упущение родителей. С другой — с такими детьми нужна строгость. Правда, она должна сочетаться с выдержкой. Сердиться, кричать на малыша тоже нельзя, потому что он сам воспринимает свое поведение как вполне нормальное и естественное. Однако его нужно одергивать, наказывать, не пытаясь читать нотации и что-то объяснять. Нельзя закрывать глаза на его поведение, потому что в этом случае взрослые будут укреплять его убеждение, что оно нормальное.

Такого ребенка нужно постепенно дисциплинировать. У малышей есть самолюбие: можно этим воспользоваться. Попросить кроху помочь взрослым. Обычно детям льстит такая роль. Когда же ребенок становится сторонником дисциплины, помощником воспитателя, он сам перестает нарушать порядок.

В этом случае тоже требуется много терпения в сочетании со строгостью, требовательностью и выдержкой.

Гиперактивные дети

Наверное, все помнят Максима: товарища по играм Илюши? Он — ребенок тоже не совсем обычный. У него СДВГ: синдром дефицита внимания с гиперактивностью.

Несмотря на то что слово «активность» воспринимается положительно, «гиперактивность» — не что-то хорошее, это совсем не высокий уровень первого качества. Это крайне неудачный термин. На самом деле речь идет не о повышенной активности, вернее, не только и не столько о ней, сколько о полном отсутствии «тормозов».

Связано это очень часто с органическими причинами, например с родовой травмой. В случае Максима это именно так. Маме делали кесарево сечение: ребенок оказался очень крупным, а роды преждевременными.

Гиперактивный ребенок

Максим совсем не умеет сдерживать себя. А он мальчик физически хорошо развитый, сильный. Он постоянно пристает к другим детям, но совсем не так, как Илюша. Он добрый, веселый ребенок, совсем не пакостник. Он хочет поиграть, поговорить. Но говорит он так, будто у него во рту каша: никто ничего не понимает. Если же ему не отвечают, Максим обижается. Может и заплакать, но способен и хорошенько поработать кулаками. А это он умеет делать лучше всего.

Неприятности у Максима не только с другими детьми. В одной квартире с ним живет собака, немецкая овчарка Рекс. Рекс уже старый пес, ему 9 лет. Когда он отдыхает, не любит, чтобы его тревожили. Но Максим не считается с этим. Однажды мальчик так донял бедного пса, что тот укусил ребенка. Плечо Максима пришлось зашивать: ему наложили 9 швов. И неудивительно: ведь вес Рекса — почти 80 кг!

Если на дворе лето, и группа Максима вышла на прогулку, то за ним нужен глаз да глаз. Один раз он умудрился выскочить за ворота (когда кто-то входил в них) и убежать за 3 двора от садика. В другой раз залез в ящик с песком, но вылезти обратно не мог: крышка оказалась тяжелой. В третий — забрался на дерево и свалился оттуда головой вниз.

Гиперактивность сейчас считается медицинским диагнозом, хотя признается, что лечение невозможно без определенных педагогических методов воздействия. Однако лечат СДВГ и медикаментозно.

За таким ребенком нужен постоянный контроль. По возможности, взрослым лучше держать малыша возле себя. Наказывать его нельзя, сердиться на него тоже не следует.

Конфликтность у него пройдет только тогда, когда он выздоровеет.

Эмоционально слабые дети

Миша тоже мальчик из благополучной семьи. Но и он конфликтный ребенок.

шпатлевка стартовая в ведрах

Так, однажды дети сидели на новогоднем утреннике и смотрели концертную программу, в которой они же сами и были заняты. Присутствовали и взрослые: мамы, папы, бабушки, сотрудники детского сада.

Мишу посадили не совсем удачно. Он расположился в четвертом ряду, а перед ним сидел какой-то рослый дядя: чей-то папа. Миша вертелся и крутился, чтобы увидеть, что происходит на сцене (она невысокая, и широкая спина вредного дяди полностью ее закрывала). Мама шепотом делала ему замечания.

Конфликтное поведение ребенка

Кончилось тем, что в самом интересном месте (когда Дед Мороз начал вынимать из мешка подарки и приглашать на сцену тех, кому они предназначались) мальчик не выдержал, встал ногами на стульчик (он откидной, как в театре) и принялся кулаками и даже ногами молотить противного дядьку по голове.

Вышел скандал. Рыдающего Мишу мама на руках унесла домой.

Миша в детстве много болел. Хотя от природы он мальчик здоровый. Просто его случайно простудили, когда ему был год от роду. И с тех пор так и пошло: каждую зиму — ангины, ОРВИ, а то и воспаление легких. Мальчик ослаблен физически и эмоционально устал от постоянных болезней. Мама у него любящая. Но этого недостаточно. Миша — активная и самолюбивая натура. А как проявить активность, лежа в постели с температурой?

Именно эмоциональная слабость — причина его обидчивости и конфликтности.

Понятно, что такого ребенка наказывать тоже не следует. Нужно укреплять его эмоциональную устойчивость. Закалять. Когда он станет эмоционально более стабильным и крепким, то перестанет быть и конфликтным.

Ребенка обижают дома

Витя — мальчик небольшой, хрупкий, физически несильный. Он трус: боится собак и даже кошек, когда они забредают на территорию детского сада. Никогда не залезает по лесенкам, что обожают делать другие дети: боится упасть.

Однако при такой трусости Витя тоже конфликтный ребенок. В какой-то мере он похож на Илюшу, потому что и он пакостник. Например, он обожает испортить товарищу суп или кашу, бросив туда салфетку или какой-то посторонний предмет. За что его бьют, а он плачет. Поплакав, начинает мстить обидчику.

Однажды Витя вышел на лестничную площадку, а мимо бежал другой мальчик, из старшей группы. Ботинки у него были не завязаны, шнурки волочились по полу. В какой-то момент этот мальчишка наступил на свой шнурок и покатился с лестницы. Больно ушибся, заплакал. Сбежались взрослые.

Дети дошкольного возраста в конфлитке

И увидели удивительную картину: возле пострадавшего стоял Витя и смеялся. А он вообще не очень веселый ребенок: таким жизнерадостным его еще не видели.

Причина конфликтности Вити проста: папа его бьет. Не то чтобы очень сильно и больно. Но у папы такой метод воспитания. Он бьет сына не со злости, а потому что считает это правильным. Отец папы тоже «учил», вгоняя ума в задние ворота. И он теперь так же воспитывает своего отпрыска, потому что убедился, что такой метод дает свои положительные плоды. Мишин папа — директор крупного предприятия. Так что он уверен, что его воспитали хорошо, раз он многого добился в жизни.

К сожалению, преодолеть конфликтность такого ребенка невозможно до тех пор, пока он живет в своей семье. Тут нужно обращаться в органы ювенальной юстиции, чтобы они воздействовали на отца. Если малыша перестанут бить дома, он не будет больше конфликтным.

Дети-задиры

Есть в той же группе мальчик Вова: он самый крупный и сильный из всех детей. Он из вполне благополучной семьи. Отец Вовы в молодости был известным спортсменом, чемпионом мира по борьбе. Сейчас работает тренером в детско-юношеской спортивной школе. Мама у Вовы любящая. В семье достаток. И Вова единственный ребенок.

Однако именно Вова дерется в садике чаще всех. Хотя он не злой. Не обидчивый. Прекрасно владеет собой. Очень здоровый: вообще никогда не болеет.

Дело в том, что Вове просто очень нравится драться. Напомним: его отец — профессиональный спортсмен. И он специализируется в единоборствах, то есть тех же драках, только спортивных. Отец не считает, что драться — это плохо. И прямо так сыну и говорит. Не то, чтобы он подзуживал сына, но он и не запрещает ему драться. Поэтому, по мнению мальчика, такое поведение нормальное и даже хорошее. Кроме того, ему нравится, что он самый сильный в группе, что все его боятся.

Мальчик дразнит девочку

Поэтому Вова стал бретером. Он научился очень искусно провоцировать других детей на драку. Это именно он вызвал на сражение маленького полненького интеллигентного мальчика, оскорбив его маму. Он обычно начинает толкаться, делает подножку, сбивает с ног, когда воспитатель этого не видит. Делает это с улыбкой, без злобы, неагрессивно. Когда же провоцируемый не выдерживает и бросается на обидчика с кулаками, он отвечает, да так, что частенько приходится вести побитого в медпункт. Вова — достойный сын своего отца: бить он умеет хорошо.

Увещевать Вову бесполезно, потому что невозможно перебить влияние отца. В данном случае причиной конфликтности ребенка являются ошибки в воспитании, допущенные именно отцом. Так что тут нужно работать со взрослым. Если его позиция изменится, другим станет и сын.

Если же говорить о самом мальчике, то по отношению к нему нужны твердость и строгость. В то же время ему необходима роль защитника других детей. Если он будет воспринимать их как подопечных, то перестанет обижать и избивать.

Выводы из сказанного

Как видно, причины конфликтного поведения детей весьма разнообразны. Необходимо внимательно разобраться, почему ребенок так себя ведет.

Уровень конфликтности выше у детей ущербных, а также тех, чье поведение поощряется в семье. Больные дети (физически ослабленные) ведут себя конфликтно лишь эпизодически, когда их задевают. Дети с СДВГ, как правило, неагрессивны, и их склонность к ссорам также носит спорадический характер. Избалованные дети тоже не отличаются высоким уровнем конфликтности: как правило, они ссорятся только иногда, когда окружающие препятствуют осуществлению их желаний.

Сама по себе конфликтность в той или иной мере — качество естественное для растущего, еще не зрелого человека. Как уже отмечалось, ссорятся и взрослые, и даже часто. Единичные ссоры ничего не говорят об уровне конфликтности ребенка. Только тот, кто ссорится постоянно, для кого это характерно, должен вызывать беспокойство.

Более того, в какой-то мере ненормально и то, что малыш вообще не ссорится. Обойтись без каких-то трений в отношениях с людьми никто не может. Малыши учатся жить, социализируются. Как ни странно, сюда входит и умение вести себя в ситуации конфликта.

Конечно, взрослые не станут создавать конфликтные ситуации специально: в учебно-воспитательных целях. Однако не всегда трения между детьми — это так плохо. Как рассматривалось на примере мальчика, защищавшего честь мамы, иногда дети правы, давая отпор обидчику.

Так что есть и положительный опыт конфликтов. Не все они явление сугубо отрицательное.

Взрослым удобнее, чтобы дети никогда не ссорились. Однако они все-таки делают и будут делать это. Ссорятся братья и сестры. Так что не следует ополчаться на любые конфликты, всегда стремиться их гасить.

Только тот, кто регулярно провоцирует ненужные, неконструктивные ссоры, нуждается в помощи. Именно такого ребенка нужно диагностировать и принять меры, чтобы он избавился от своей склонности к участию в конфликте.

Метки:Конфликт