Что следует делать если ребенок не успевает в школе

Если ребенок не успевает в школе, что делать в таком случае, родители часто не знают. Упреки, наказания, шантаж, попытки мотивировать школьника подарками и деньгами дают лишь кратковременный эффект или совсем не действуют на него. Когда испробованы все способы влияния на ребенка, родители отчаиваются. Они считают себя плохими воспитателями, а детскую неуспеваемость списывают на плохую генетику. Большинство детей с радостью собираются в первый класс и с энтузиазмом принимаются за учебу. Однако уже к концу первого учебного года интерес к обучению резко снижается. Причин охлаждения детей к школе может быть несколько.

Завышенные требования родителей

С началом учебных будней ребенок сталкивается с трудностями. Он должен удерживать и концентрировать внимание длительное время, налаживать контакты с одноклассниками.

Впервые в жизни у малыша появляются обязанности, а его труд оценивается бескомпромиссным учителем. Если ребенок перед школой не посещал детский сад, тянуть непосильную ношу ему еще труднее. Он менее самостоятелен и не приучен к дисциплине. У него отсутствуют навыки выстраивания отношений в коллективе. Пытаясь решить одновременно несколько проблем, малыш не справляется с учебой и получает плохие отметки.

Мама ругает ребенка

В таких условиях завышенные ожидания взрослых действуют на школьника угнетающе. Очень часто родители относятся к отпрыску, как проекту, в который они вкладывают инвестиции, надеясь получить дивиденды. Они водят его на различные секции, много занимаются с ним и готовят к школе. Мама и папа уверены, что сделали все необходимое, чтобы видеть в дневнике ученика только отличные оценки. Когда они выясняют, что ребенок не тянет, их охватывает паника.

Понимая, что он не оправдал ожидания родителей, ребенок ощущает свою вину. Он теряет веру в свои силы, падает духом и утрачивает интерес к учебе как к источнику своих бед. Чем меньше он прикладывает усилий, тем хуже становится результат.

Малыш становится тревожным и забывчивым, он не может сконцентрировать внимание, постоянно отвлекается и боится ходить в школу. Страх ошибиться становится настолько сильным, что школьник отказывается отвечать у доски и писать контрольные работы.

Даже если родители не упрекают школьника открыто, он отлично чувствует их разочарование. Ребенок по отношению к своим родителям — это мощное эмоциональное зеркало. Он не только улавливает исходящий от них негатив, но и многократно усиливает его.

Пытаясь исправить ситуацию, родители водят малыша на дополнительные занятия, увеличивая и без того непомерную нагрузку. Отсутствие результата еще сильнее убеждает школьника в своей неуспешности.

Как вернуть ребенку веру в свои силы?

Чтобы вернуть школьнику интерес к учебе, нужно развить в нем веру в возможность успеха. Для этого надо перестать ориентироваться на успеваемость. Важно замечать самый незначительный успех ученика и хвалить его за это. Даже если сегодня ребенку удалось сделать всего на несколько ошибок меньше, чем вчера, надо отметить положительную тенденцию. Когда у него не выходит что-то, нужно помочь и подбодрить его. Не следует делать уроки до утра, пытаясь любой ценой выучить стих или решить тяжелую задачу. Учеба не должна ассоциироваться с непосильным бременем и страданиями.

Родителям нужно сделать над собой усилие и перестать ожидать от своего ребенка блестящих результатов. Не потому, что он не способен их добиться, а потому, что они не так важны, как самооценка ребенка и его здоровье.

Что делать если ребенок не успевает в школе

Нельзя сравнивать школьника с более успешными ровесниками. Чтобы оценить деятельность малыша, нужно сопоставлять только его личные результаты.

Расспрашивая о школе, надо акцентировать внимание на отношениях с детьми, экскурсиях, темах занятий. Оценки должны интересовать родителей в последнюю очередь.

Помогут восстановить душевное равновесие малыша любые успехи в других областях. Надо поддержать любую его инициативу и отвести в ту секцию, которую он выберет. Достижения в спорте или искусстве поднимут самооценку ребенка. Спокойное отношение родителей к оценкам поможет ему успокоиться, поверить в свои силы догнать школьную программу.

Ребенок не видит смысла в учебе

Дети плохо успевают в школе, когда не видят смысла в учебе. Если их родители пренебрежительно относятся к знаниям и образованию, не читают книг и не хотят познавать новое, вряд ли у ребенка будет иное отношение. Он не понимает, зачем он должен делать то, что не пригодится ему в жизни. Свои выводы малыш делает на основе деятельности и мировоззрения родителей. Сколько бы он не сталкивался с другими примерами, поступки взрослых членов его семьи являются для него приоритетными.

Ребенок не тянет школьную программу

Подобное отношение может появиться в семье, где образование и знания ценят. Так может проявляться реакция отторжения на насильственное обучение. Большое количество занятий, секций и кружков, а также бесконечные лекции родителей на разные темы не позволяют ребенку расслабиться и обдумать полученную информацию. Переизбыток разнообразных неупорядоченных знаний дезориентирует ребенка и выматывает его физически и психологически. Развивается стойкая ненависть к знаниям.

Как вернуть интерес к учебе?

Чтобы пробудить интерес ребенка к знаниям, родителям надо самим научиться ценить их. Следует проявлять интерес к разным наукам, знакомиться с новинками искусства и литературы, ездить на экскурсии, ходить в музеи, театры и на выставки. Надо интересоваться темами, которые дети проходят в школе. Можно их изучать вместе с ребенком. Если родители проявят интерес к истории Древней Греции, малыш попытается выяснить причину их любопытства.

Взрослые должны рассказывать интересные научные факты, показывать опыты, объяснять природу вещей. Можно вместе наблюдать за растениями, погодой или домашними животными. При этом нужно вести себя с ребенком на равных, не доминируя и не поучая.

Надо постараться охватить как можно больше областей знаний. Среди них обязательно найдутся такие, которые вызовут живой интерес у малыша. Любой факт может перевернуть мировоззрение школьника и мотивировать на учебу.

Если ребенок потерял интерес к учебе из-за большой нагрузки, нужно оставить его на время в покое и предоставить полную свободу. Родители должны быть готовы к тому, что ребенок бросит музыкальную школу, на которую он потратил несколько лет, перестанет делать уроки и будет проводить время в праздности. Это естественная реакция. Постепенно ему надоест безделье, и он вернется к обычной жизни.

Вряд ли отпрыск продолжит обучение в музыкальной школе. Возможно, эта деятельность не вызывала у него восторга. Родителям придется с этим смириться.

Не исключено, что неожиданно появившаяся свобода позволит реализовать давнюю мечту школьника. Он займется фотографированием или запишется на курсы веб-дизайна. Какую бы он ни выбрал деятельность, надо его поддержать.

Игнорирование реальной жизни

Иногда ребенок имеет плохую успеваемость в школе, потому что он фактически не присутствует на занятиях. Во время уроков школьник не слушает учителя и не принимает участие в событиях, происходящих вокруг него. Он погружается в мир своих фантазий, блокируя внешнюю информацию. Такое поведение характерно для детей, которые не получают достаточно внимания от взрослых.

Часто от дефицита внимания страдают малыши из неблагополучных семей. Если родители постоянно ссорятся и выясняют отношения, у них не остается ни времени, ни сил на воспитание малыша. Напряженная атмосфера угнетает детей и заставляет их уходить в себя.

Ребенок не успевает учиться

Летающий в облаках школьник может расти в благополучной семье, где папа и мама живут мирно. Но их чрезмерная занятость на работе может отдалять от них ребенка. Чувствуя себя одиноким, малыш находит утешение в мечтах и фантазиях.

Некоторые дети нуждаются в повышенном внимании, но вследствие повышенной тревожности и неуверенности в себе не могут привлечь внимания взрослых.

Если вовремя не скорректировать такое состояние, в подростковом возрасте у школьника появляется самосознание одиночки. Он считает себя непонятым окружающими и не интересуется увлечениями сверстников. Такое странное поведение еще больше отдаляет его от одноклассников.

Отсутствие необходимого для всех подростков общения с ровесниками иногда приводит к развитию депрессивного состояния. Подросток — одиночка может легко попасть под влияние сильной личности.

Как вернуть ребенка в реальный мир?

Чтобы малыш обратил внимание на происходящее в реальной жизни, нужно вынудить его решать конкретные творческие задачи. Надо найти такую сферу деятельности, которая поможет ему привлечь внимание взрослых.

Школьник рисует

Отличным решением будет записать студия рисования. Но детские рисунки нужно обязательно хвалить, развешивать на стенах и демонстрировать гостям. Такое же воздействие окажут секции командных видов спорта, танцев или хорового пения. Публичные выступления привлекут к чаду необходимое внимание. Необходимость действовать в интересах коллектива заставит его не отвлекаться на фантазии.

Не нужно бояться, что избыток внимания вызовет чрезмерное повышение самооценки ребенка. Ощущение успеха позволит сформироваться устойчивой самооценке, позволяющей добиваться реальных успехов, а не воображаемых.

Замедленная реакция ребенка

Плохо успевающий ребенок может трудиться добросовестно и целенаправленно. Однако врожденный темперамент не позволяет ему справляться с нагрузкой. Ребенок просто не успевает выполнить домашнее задание и решить задачу на контрольной работе.

Ребенок не тянет школьную программу

С виду такой малыш может выглядеть ленивым, не желающим лишний раз пошевелить пальцем. Однако это впечатление обманчиво. Замедленная реакция обусловлена строением нервной системы. Нервные импульсы распространяются по нервным волокнам не так быстро, как у других людей. Такая особенность не является заболеванием. Надо ее учитывать при оценивании знаний малыша.

Родителям нужно принять ребенка таким, какой он есть.

Метки:

Оставить комментарий:

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *